Старший брат

Подкаст 28 октября 2021

О чем подкаст?

Марка Packard прекрасно известна всем любителям автомобильной истории. Ее основатели – братья Уильям Доуд и Джеймс Уорд Паккарды. Биография младшего, Джеймса Уорда, изучена почти досконально, что объяснимо: он был инженером от Бога, и его знания с самого начала обеспечили фирме то высокое положение в автомобильном мире, которое она долгие годы занимала. А вот о старшем брате известно не так много, хотя его вклад в процветание компании был не менее весомым. Уильям Доуд Паккард родился 3 ноября 1861 года в американском городке Уоррен (штат Огайо). Отец будущего бизнесмена Уоррен Паккард, обладавший выдающимися предпринимательскими способностями и неукротимой работоспособностью, сколотил состояние на торговле лесом, металлом и строительстве железных дорог. Он был одним из весьма уважаемых жителей Уоррена. Мать Мэри также выросла в состоятельной семье. Для мистера Паккарда это был второй брак, так как его первая супруга и дети ушли из жизни в середине 1850-х. Новая женить ба оказалась счастливой: у пары родилось двое сыновей и три дочери – Аляска, Карлотта и Корнелия. Денег на воспитание и образование детей не жалели, поэтому все они выросли достойными гражданами, а трое даже прославились. Уильям и Джеймс – как бизнесмены, Аляска же вошла в историю спецслужб как одна из первых женщин-агентов ФБР.

ДА БУДЕТ СВЕТ!

Уильям Доуд, он же У.Д. или Уилл, как его звали близкие, был человеком сверхактивным. Он легко сходился с людьми, быстро завоевывал их доверие, а потому имел множество друзей и, обладая недюжинными организаторскими способностями, в молодости состоял в правлениях сразу нескольких джентльменских клубов. Помимо прочего, он являлся одним из основателей гольф-клуба округа Трамбулл, в котором проживала семья. Его умение общаться с людьми стало ключом к успеху всех семейных предприятий. В 1888 году Уилл приехал в НьюЙорк и устроился на работу в фирму, производившую электрические лампы. Правда, трудился он там недолго и уже в сентябре 1889-го отправился в путешествие по Европе. Был ли это туристический вояж или деловая поездка, сегодня уже и не скажешь. Известно, однако, что, вернувшись в конце того же года в родной город, У.Д. вместе с младшим братом Джеймсом Уордом поспешно приступил к организации собственной компании по выпуску электроламп. Офис Packard Electric Co., зарегистрированной в июне следующего года, располагался на Северной авеню Уоррена. Братья с самого начала поделили зоны ответственности: старший занялся организацией производства, финансами и маркетингом, а младший взял на себя техническую часть. Дела шли отлично, поскольку Америка переживала эпоху электрификации и лампочки пользовались хорошим спросом. Вскоре ассортимент компании расширился: помимо ламп она начала выпуск электропроводов и электрических устройств. Успеху способствовали как инженерный талант младшего брата, так и организаторские способности старшего. За несколько лет братья запатентовали десятки изобретений, причем за Уиллом также числилось несколько патентов, хотя основное его время поглощали маркетинг и финансы. Он разъезжал по стране, отыскивая новые рынки сбыта для своей продукции завязывал перспективные знакомства, заключал сделки. Результатом этой деятельности стало появление нескольких филиалов компании в Соединенных Штатах и Канаде. Год 1890-й привнес важные изменения в личную жизнь Уильяма Доуда. Он познакомился со своей будущей женой – Энни Сторер. Год спустя сыграли свадьбу, а в 1892-м у них родился сын, получивший в честь деда имя Уоррен. Правда, семейное счастье длилось недолго, в 1895 году жена умерла. Это ввергло Уилла в глубокую депрессию, которая привела к серьезным проблемам со здоровьем. Но врожденная жизненная активность и погружение с головой в работу помогли ему выбраться из трудного положения.

НОВЫЙ БИЗНЕС

К автомобильному делу братья Паккарды пришли, в общем-то, случайно. Рассказывают, что их не устроило качество автомобиля Winton, купленного в конце 1890-х. Претензий производитель не принял, тогда и родилась идея строить авто самим. Америка пересаживалась на машины, и новое дело сулило высокую прибыль. Первая модель Packard увидела свет 6 ноября 1899 года, ее построили прямо на ламповом заводе, принадлежавшем братьям. За оригинальностью названия не гнались, положив основные усилия на качество: Model A – таким было имя машины. Предприятие тоже назвали весьма прозаично – Ohio Automobile Company. С самого начала Уилл настоял на том, что их машины должны стать эталоном качества. Хотя это существенно увеличивало себестоимость продукции, а следовательно, и ее цену. Но У.Д. был твердо убежден, что в Северо Американских Соединенных Штатах найдется достаточно людей, готовых платить хорошие деньги за надежные и комфортабельные транспортные средства. Довольно скоро продукция новой фирмы обрела популярность, но вместе с тем Паккарды вызвали и недовольство многих автопроизводителей штата Огайо. Коллеги-конкуренты возмущались тем, что название компании как бы намекало на то, что других марок в штате не существует, а сами братья якобы присваивают себе право действовать от лица автопроизводителей всего Огайо. Назревал конфликт, но выход из щекотливого положения все-таки нашелся. Уилл убедил детройтского финансового воротилу Генри Джоя вложить деньги в расширение предприятия. Договор был подписан, с октября 1902 года фирма стала именоваться Packard Motor Car Company, а год спустя производство переехало в Детройт. Однако сами братья перебираться в «автоград» почему-то не торопились, наведываясь туда только при крайней необходимости. Сложившееся положение вещей, вероятно, вполне устраивало и самих Паккардов, и основных акционеров фирмы. Предприятие сильно изменилось: оно расширилось, было оснащено самым современным оборудованием и приносило хороший доход. Единственное, что осталось неизменным, так это курс на строительство дорогих и престижных автомобилей. В 1906 году Уилл женился во второй раз. Его избранницей стала Кэтлин Брудер. Создав новую семью, он всерьез занялся обустройством дома и благотворительностью. Купив солидный участок земли неподалеку от своего особняка, бизнесмен пожертвовал его городу под создание парка. А в 1908 году был вынужден почти полностью отойти от дел из-за многочисленных болезней: У.Д. постепенно терял зрение и практически не мог передвигаться самостоятельно. Тем не менее он продолжал активно заниматься благотворительностью, участвовал в работе Армии Спасения – организации, занимающейся помощью бедным, жертвовал значительные суммы на городские церкви, школы и приюты. Уильям Доуд Паккард ушел из жизни 11 ноября 1923 года. Младший брат пережил его всего на пять лет. Фирма же, основанная ими, проработала еще несколько десятилетий, пережив Великую депрессию и Вторую мировую войну. Правда, после войны руководство компании отказалось от курса, указанного Уильямом Доудом, и Packard начала производить модели среднего класса. Многие эксперты полагают, что именно это в итоге и погубило марку

Обсудить