Жить с беспилотником

Подкаст 19 августа 2019

О чем подкаст?

Автономное вождение, автономное движение, беспилотные автомобили… Как ни назови это направление развития транспорта, суть в следующем: со временем машины будут все менее нуждаться в управлении человеком, и это время наступит уже скоро. Боссы автомобильных корпораций уверяют, что по части техники проблем нет или они легко решаемы. Дело – за юриспруденцией. Дескать, если сейчас законодатели поднапрягутся, уже через пять, десять, максимум через пятнадцать лет автомобили вовсю начнут ездить сами. Как доказательство приводят сведения о тестовых поездках, катают высокопоставленных чиновников на машинах, где водитель сидит «только для подстраховки», рассказывают об уже работающих технологиях.

Вот только мне думается, что эти идеалисты взяли слишком резвый старт и трезво не оценивают дистанцию. Чтобы составить полную картину, надо рассматривать не две (техника и право), а четыре составляющих.

С техникой (№1) действительно все выглядит благополучно. Причем даже невзирая на случившиеся аварии и жертвы: увы, за прогресс всегда платят дорого. В самой обычной машине уже есть навигатор, есть адаптивный круиз-контроль, ассистент движения в полосе и автопарковщик. Соедините их – и вот вам почти автономная езда. Правда, оптимизм инженеров несколько нивелирует тот факт, что автомат паркуется медленнее человека (или вовсе не может это сделать), навигатор запросто ошибается на десяток метров, а круиз-контроль паникует раньше времени. Хотя, конечно, за десять последних лет эти устройства научились многому, и есть шанс, что следующее десятилетие вплотную приблизит их к человеку. Надо «лишь» научить машины общаться между собой. Желательно – без сбоев.

Юридические проблемы (№2) кроются всего в одной фразе, но попробуйте ее обойти: всеми конвенциями, национальными и международными правилами диктуется, что транспортным средством управляет человек, биологическое существо. И он (оно) несет ответственность за свои действия. Если такая простая вещь, как ОСАГО, вызвала появление целой касты автоюристов, представляю, сколько паразитов с обеих сторон решат заработать на беспилотниках и их «пилотах». И это только один аспект проблемы, которая едва ли будет решена в полном объеме к 2020 году. Так что накиньте еще два десятилетия, не ошибетесь!

 

Обсудить