Частичка черта

Praga Bohema: чехи зажгли не по-детски
Частичка черта живет даже в таком уравновешенном народе, как чехи. И уж если нечистая сила начинает править бал, тут только держись! Заполнив первую страницу своей собственно автомобильной истории в 1907 году, компания Praga затем успела отметиться спортивными успехами, прежде чем после Второй мировой ее пути с легковушками разошлись. Но сладкий вкус побед не забылся, и с середины 1990‑х перешедшая в частные руки Praga взялась сначала за выпуск кроссовых мотоциклов, затем картов, дакаровских грузовиков и, наконец, моделей для гонок на выносливость.
Похоже, это раззадорило чертенка тщеславия, и пять лет назад он подбил Praga взяться за проектирование гиперкара. Результат? Дорожный болид Bohema – последователь доктора Джекила и мистера Хайда, но куда более успешный. Три кита, на которых держится концепция проекта, – максимально широкое использование карбона, суперлегкий вес и мощный бензиновый двигатель. Последний компонент по нынешним «электрическим» временам – форменное святотатство! Nissan передал Praga 3,8‑литровые битурбо V6 от GT-R, а чехи отправили их на доработку известной британской компании Litchfield Engineering. Там установили систему смазки с сухим картером во избежание масляного голодания при боковых сверхперегрузках, а заодно притопили центр тяжести гиперкара на 140 мм. Замена турбокомпрессоров более мощными дала на выходе увеличение отдачи V6 до 710 л.с./725 Нм.
Не слишком впечатляет? Во-первых, речь о двигателях в базовой спецификации, тогда как в портфолио Litchfield Engineering имеются варианты форсировки V6 GT-R до 1000+ л.с. А во-вторых, Bohema с пустым 74‑литровым бензобаком весит «смешные» 982 кг! Удивляться нечему, шасси, навесные панели кузова карбоновые, выхлопная система титановая и даже петли снабженных электроприводом дверей не стальные, а из позолоченного дюралюминия. Надежную, легкую секвенталку с роботизированным сцеплением Bohema передала компания Hewland, специалист в производстве коробок передач для гоночных авто. Развитый аэродинамический обвес и, в частности, высокоэффективное антикрыло создают прижимную силу более чем в 900 кг, действующую на ведущую заднюю ось на 250 км/ч. Кстати, скоростной потолок Bohema 300+ км/ч. Роль «противовесов» доверена тормозным механизмам с карбон-керамическими дисками и 6‑поршневыми суппортами. Стандартные полуслики Pirelli Trofeo R могут быть заменены боевыми гоночными покрышками для машин категории GT3, а в 50‑литровых отсеках в боковинах кузова Bohema помещается вся экипировка пилота и его напарника, включая шлемы. Да, в образе мистера Хайда Bohema убедителен! Это подтверждает и амбассадор Praga Роман Грожан, экс-пилот Формулы-1, ныне выступающий в IndyCar.
Но в случае с чешским гиперкаром доктор Джекил не теряет контроль над своим бешеным альтер эго. Тот же Грожан впечатлен плавностью хода Bohema. В духе чешского прагматизма она достигнута просто за счет горизонтального размещения амортизаторов, что позволяет увеличить ходы подвески. А двухместный кокпит гиперкара с регулируемой рулевой колонкой и педальным узлом достаточно просторен даже для людей баскетбольного роста и вполне «цивилизован»: кондиционер и держатель для смартфонов в ассортименте. Praga Bohema выпустят тиражом 89 экземпляров по адской цене €1,28 млн каждый.