Грузовики отталкиваются от дна

13 августа 2025
Грузовики отталкиваются от дна

Продажи грузовиков в России продолжают падение, но появляются признаки того, что рынок пытается затормозить драматичный откат и оттолкнуться от дна. Этому в том числе способствует оживление спроса на услуги автоперевозок

Спрос на грузовые автомобили в России продолжает драматичное сжатие. Как свидетельствует аналитическое агентство «Автостат», по итогам июня текущего года продажи тяжелых грузовиков (HCV, массой свыше 16 т) рухнули на 67% до отметки 2,7 тыс. единиц. Реализация средних грузовых автомобилей (MCV, 3,5–16 т) упала на 62% до 0,7 тыс. единиц. А за шесть месяцев рынок тяжелых грузовиков в РФ обвалился на 56% (до 22 тыс. единиц), средних грузовиков — на 43% (до 6 тыс.).
Впрочем, появляются признаки того, что снижение скоро может затормозиться: похоже, рынок начинает отталкиваться от дна. По результатам июня продажи тяжелых грузовиков впервые превысили показатели предыдущего месяца, увеличившись по сравнению с маем на 8%, отмечают аналитики «Автостата».
Еще один примечательный тренд — сокращение на рынке грузовиков присутствия китайских производителей. Если к середине прошлого года их доля поднималась до уровня 70–80% от всех продаж, то сейчас она снижается: по подсчетам «Автостата», по итогам июня она опустилась в район отметки 55%.
На долю ведущего отечественного производителя грузовых авто
КАМАЗа в июне пришлась почти треть всех продаж — 31,7%. В то время как в июне прошлого года, напомним, эта доля была почти в два раза ниже, составляя 16%.
В первом месяце лета КАМАЗ реализовал 930 грузовиков, продемонстрировав сокращение продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вдвое меньше среднерыночного в 34%. На втором месте идет китайская марка Sitrak. В прошлом году продажи этой марки лишь на 40% уступали показателям КАМАЗа, сейчас же они меньше почти втрое: по результатам июня реализация грузовиков Sitrak в России обрушились на 78% до 377 единиц с долей рынка в 13%.


Еще больше рухнули продажи авто занимающего третье место китайского бренда Shacman — они снизились на 81% до отметки 272 единицы. По сравнению с прошлым годом продажи Shacman упали более чем в 5 раз (с 1408 единиц в июне 2024 года). Напомним, что ударом по деятельности этого китайского бренда стали меры российского регулятора: в начале года много шума на рынке наделало заявление Росстандарта о том, что он приостанавливает действие одобрения типа транспортного средства (ОТТС) в отношении модели китайского самосвала Shacman SX3258. Регулятор предпринял эти меры после жалоб некоторых российских пользователей на то, что ряд характеристик этого автомобиля не соответствует существующим в нашей стране требованиям безопасности. Пока продажи ранее хорошо продаваемого в России самосвала приостановлены, производитель обещает разобраться с обоснованностью всех претензий и, если это будет нужно, за свой счет устранить недостатки данной модели. А регулятор, со своей стороны, намекает, что рестрикциям в ближайшее время могут быть подвержены и другие китайские грузовые автомобили, некоторые из которых, по словам руководства Минпромторга, «просто нельзя допускать на дороги». Ну а топ-5 рейтинга тяжелых грузовиков замыкает белорусский МАЗ также с сокращением продаж на 56% (207 единиц, доля 7%).
Наблюдатели и участники рынка выражают робкую надежду, что во второй половине года стремительное падение российского рынка грузовиков нажмет на тормоз и продажи стабилизируются. «Автостат» прогнозирует, что реализация грузовых авто в РФ по итогам текущего года упадет не на половину, а хотя бы на 30–40% до уровня 70–80 тыс. единиц. Хотя это уже окажется ниже результатов 2019 года, но все же рынок не упадет так низко, как в 2015–2016 годах, когда он приближался к черте 50 тыс. единиц. Впрочем, есть и более пессимистичные прогнозы, которые говорят о том, что рынок грузовиков может в текущем году упасть ниже показателя 50 тыс., что, таким образом, станет худшим результатом за последние 15 лет.


Лучи надежды рынку коммерческих авто посылают некоторые связанные с ним отрасли, где наметилось оживление спроса, который, в свою очередь, может стать стимулом обновления автопарков транспортных компаний. По данным биржи грузоперевозок ATI.SU, количество заявок на автомобильные перевозки во втором квартале текущего года по сравнению с первым кварталом выросло на 41%. «Уже с начала второго квартала мы наблюдаем прирост объема перевозок примерно на 5–7%. В первую очередь это связано с сезонностью: началось увеличение отгрузок товаров категории DIY («сделай сам»). Также повлияли сезонные ограничения на дорогах, из-за которых потребовалось привлечь больше фур для перевозок непродовольственных товаров. Со второго полугодия растет объем поставок в южном направлении — прежде всего в Краснодарский край. Есть оживление и в восточном направлении в сторону Екатеринбурга и Новосибирска», — рассказывает Маргарита Табунова, директор по локальному транспорту FM Logistic в России.
Однако в ближайшее время на транспортно-логистическую отрасль могут оказать давление регуляторные изменения: с 1 марта 2026 года право на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности останется только у тех компаний, кто состоит в специальном реестре. По мнению Эдуарда Миронова, директора по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России, нововведение усилит нагрузку в том числе на компании, которые занимаются автомобильными перевозками. При этом, по словам Юрия Фиошкина, заместителя генерального директора по мультимодальным перевозкам компании BMJ-Logistics, нововведение может повысить прозрачность рынка и тем самым защитит его от недобросовестных игроков.
Верят в развитие российского рынка коммерческих авто и новые отечественные производители грузовиков, которые пытаются все громче заявить о себе. Например, недавно компания «ИнтехКранСервис» из Татарстана стала предлагать клиентам грузовики своей сборки, которые создаются на базе китайских автомобилей FAW. А компания «Велес» на производственных мощностях в Челябинской и Ульяновской областях начинает собирать грузовики под новым брендом Uraman из комплектующих от разных китайских компаний. Другой производитель — подмосковный завод «Тонар» (специализируется в первую очередь на выпуске прицепов) объявил о запуске производства самосвалов повышенной грузоподъемности. Недавно компания представила новый грузовик с высокой степенью локализации «Тонар-7504» — жесткорамный карьерный самосвал грузоподъемностью 55 т с колесной формулой 6 × 4, предназначенный для работы на угольных разрезах, стройках, в карьерах. По словам Сергея Карчевского, инженера отдела продаж спецтехники завода «Тонар», ежегодно планируется выпускать до 50 единиц таких машин. Если же рынок грузовиков до конца года вырулит из виража спада, то спрос на российские грузовики может стать еще более значимым.


Павел Яковлев, генеральный директор автозавода УРАЛ

«Не готов подтвердить факт, что доля российских грузовиков на рынке растет. Вообще, рынок грузовиков в настоящий момент находится в очередном глубоком кризисе, повторяющемся в среднем каждые 10 лет. То есть рынок инвестиционных продуктов, к которым относятся грузовые автомобили, снижается и достигает своего минимума, после чего начинает расти. Предыдущий кризис был в 2014–2015 годах. Тогда наблюдалось достаточно серьезное падение российского рынка — до 50 тыс. автомобилей. В этом году падение, по прогнозам Минпрома, ожидается даже чуть ниже. Сказать, что мы уже достигли дна и оттолкнулись, у меня таких оснований нет. Да, относительно прошлого года мы, возможно, где-то нащупали дно, но сколько мы на нем пролежим? Падение огромное, катастрофическое, по оценкам, относительно уровня прошлого года мы упали на 50–56 %.
Чтобы определить долю, нужно посчитать долю от реализации не новых машин, а от реализации машин вообще. Давно не было рынка «секонд-хенда», и вот в этом году он проявляет себя новыми красками. Потому что «отказников» от лизинговых контрактов на сегодняшний день крайне много. Это и седельные тягачи, и строительная техника — два серьезных сегмента на рынке грузовых автомобилей.
Дать какой-то прогноз относительно ожидаемого начала роста — дело неблагодарное. Кто бы ни строил какие бы то ни было сценарии, это всего лишь предположение, не более. От прогнозов предпочитаем воздерживаться. Наша задача на сегодняшний день — стараться не только не потерять свое присутствие на рынке, но и расширить. Вообще, по количеству продаж рекордным оказался 2023 год, тогда в России было продано 123 тыс. грузовиков. В прошлом году — около 100 тыс., а в том году, по расчетам Минпрома, ожидается реализация порядка 45–48 тыс. грузовиков».

 

Обсудить