29 октября: дата в истории – национальный турецкий автомобиль

Инструкция 29 октября 2021
29 октября: дата в истории – национальный турецкий автомобиль

Мы продолжаем вести наш автомобильный календарь. Сегодняшний день нельзя назвать каким-то богатым на события. Оно будет одно, но зато какое! В этот день в 1961 году был представлен первый национальный турецкий автомобиль!

Задайтесь вопросом – есть ли в Турции своя автомобильная промышленность? Как ни странно, но да! Причем одна из крупнейших в Европе. Известно, что Страна входит в 15 крупнейших автопроизводителей в мире и в пятёрку в Европе, где уступает только Германии, Испании, Франции, Великобритании, но превосходит Чехию, Россию, Италию. Производство автомобилей возросло за 15 лет (с 2002 по 2016) с 374 тыс. до 1,5 млн. в год. Также Турция — крупнейший поставщик автомобильных компонентов в Европе.

Весь нюанс заключается в том, что 98 процентов автомобильных компаний являются частью совместных предприятий с различными известными марками вроде Ford или BMW. К примеру, компания Tofaş, которая производит автобусы, образована с итальянским Fiat. Но так было не всегда. В начале шестидесятых годов голову президента Турции, Джемаля Гюрселя, посетила светлая мысль – почему в стране нет собственного автопроизводителя – непорядок! Надо исправить! Сказано – сделано. Оперативно был создан Конгресс автомобильной промышленности для разработки отечественной модели. Вскоре он сформировал команду из 24 инженеров с целью разработать прототип первого автомобиля, произведенного в Турции.

Удивительное дело – в команде не было ни одного человека с опытом автомобилестроения. Более того, некоторые даже автомобильных прав не имели! Впрочем, эти нюансы не помешали энтузиастам за сто тридцать дней создать четыре прототипа под названием Devrim (революция). Отметим, что инженеры также создали партию из десяти двухлитровых 60-сильных моторов и четырехступенчатых механических коробок передач.

А теперь поговорим о курьезах. Итак, курьез первый – автомобиль должен был дебютировать на праздновании Дня Республики 29 октября 1961 года. По этой причине в Анкару были отправлены два экземпляра, и во время перевозки поезда в них почти не было топлива, как того требовали законы о безопасности. Президент Гюрсель должен был приехать на торжество на черном экземпляре, но инженеры забыли его заправить. Президент проехал менее 100 метров и в машине закончилось топливо. Пришлось быстро пересаживаться на другой экземпляр и завершать торжественную поездку.  Да уж, оконфузились братцы.

Вторым же курьезом, собственно, оказалась сама машина, точнее ее дизайн. Взгляните на фотографии – спереди машинка выглядит вполне себе органично. Ну да, похоже на компиляцию разных черт американцев, но, учитывая, что на тот момент весь автопром страны состоял из американцев, это неудивительно.  А теперь смотрим на машину сзади и видим кошмар. Задняя часть кузова похожа на комод, на холодильник, на ящик -  на что угодно, кроме кузова автомобиля! И это даже не наши слова, а слова местных СМИ,  которые разнесли эту машину в пух и прах.Devrim был просто "распят" в средствах массовой информации, которые называли это творение позором для всей страны. Что в итоге? А в итоге все грустно. Массовых заказов компания так и не дождалась, спрос был очень низким. Люди предпочитали покупать американские и европейские автомобили. Конгресс обанкротился. А все прототипы были уничтожены, кроме одного, который  прописался в национальном историческом музее.

 
 

Обсудить