17 декабря 1979 года - автомобиль впервые преодолел звуковой барьер

Хайтек 18 декабря 2021
17 декабря 1979 года - автомобиль впервые преодолел звуковой барьер

Считается, что первый сверхзвуковой рекорд скорости был установлен в девяностых годах на болиде Thrust SSC. Это не совсем так, безумная величина покорилась людям еще в конце семидесятых! Впрочем, обо всем по порядку

Да, автомобильные гонщики любят ставить рекорды и гоняться за скоростью. Чем быстрее – тем лучше! Разумеется, в некотором роде манящей величиной была скорость звука. Покорить ее пытались еще в шестидесятых годах, но не слишком успешно. Первая серьезная попытка произошла в 1970 году на болиде Blue Flame. Боссы американской компании The American Gas Association, занимающейся добычей и переработкой природного газа, решили прорекламировать свой бизнес, вложив 500 тыс. дол. (огромные деньги по тем временам) в разработку самого быстрого в мире болида. Автомобиль, получивший название «The Blue Flame» - «Голубое пламя», естественно должен был работать на газе.

В октябре 1970 года на старт вышла феноменальная машина массой 2950 кг, длинной 11.6 м. и силой тяги ракетного двигателя в 10000 кгс, ставшая апофеозом инженерной мысли. Создатели болида предвкушали будущий триумф, ведь при расчетной скорости автомобиля в 1450 км/ч, звуковой барьер просто обязан был покориться! К сожалению, автомобиль в зачете смог разогнаться до тысячи километров в час, а после испытания продолжать не стали – боссы компании, собрав хорошие дивиденды с промо-компании просто свернули проект.

А теперь поговорим об удачной попытке. Итак, США,  штат Юта. Гонки на соляном озере в Бонневиле известны всем автомобилистам. Именно там устанавливались все известные гоночные рекорды. Там же был преодолен и звуковой барьер. Пальма первенства принадлежит гонщику голливудскому каскадеру Стэну Баррету, который на болиде Budweiser смог разогнаться до  1190,344 км/ч.

Сам болид же был очень интересным. Первоначальный вариант конструкции автомобиля предусматривал один жидкостный ракетный двигатель и два стартовых двигателя, работавших на твердом топливе. Фюзеляж машины длинной 12,1 метра выполнен из алюминия, за передним колесом (все колеса болида цельнометаллические) расположены баки с топливом и окислителем. После прохождения через катализаторы топливной системы из окиси водорода выделяется кислород, воспламеняющий жидкое топливо полибутадиен. Примерно за 20 секунд химической реакции создается фантастическая реактивная тяга до 11000 кгс. Перед решающим заездом инженеры пошли на серьезный риск, разместив над основным двигателем еще один, работающий на твердом топливе, дополнительный ракетный двигатель с тягой 2700 кгс, снятый с управляемой ракеты-снаряда «Sidewinder». После этого максимальная расчетная скорость машины массой 1476 кг составляла уже 1450 км/ч, а общая тяга достигала 13500 кгс! К сожалению, Баррет смог провести только один заезд, из-за технических неполадок автомобиль не смог выйти на старт во второй раз. Именно он оказался роковым, так как в регламенте того времени четко прописывалось – рекорд фиксируется только после двух заездов. Так что рекорд Баррета так и остался неофициальным, а формальную пальму первенства в этом вопросе  заполучил в 1997 году майор британских ВВС Энди Грин на уже упомянутом болиде Thrust SSC.

Обсудить