Дата в истории: 5 марта 1934 года представлен первый серийный аэродинамический автомобиль – Tatra-77.

Хайтек 05 марта 2022
Дата в истории: 5 марта 1934 года представлен первый серийный аэродинамический автомобиль – Tatra-77.

Признаемся, нет единого мнения, кто из автопроизводителей первым показал аэродинамическую машину. Дело в том, что ровно в это же время проходил показ американского Крайслер Эйрфлоу, создатели которого тоже делали упор на аэродинамику. Правда, ничего общего между этими двумя машинами кроме вышеуказанного пункта нет.  Про Airflow мы еще поговорим, а пока сконцентрируемся на чехословацком конкуренте.

Итак, дебют машины случился на автомобильной выставке в Праге – достаточно весомое мероприятие, куда съезжались журналисты со всего мира (и это невзирая на немецкую аннексию). Премьера получилась достаточно громкой, вот только отзывы о машине были диаметрально противоположные.  Одни были в восторге – а другие называли Татру уродливой. Вероятнее всего их смущал странный плавник в задней части кузова. Он, кстати, имел крайне важный функционал, но об этом ниже.

В любом случае – равнодушных не было! И самый важный факт – всех, буквально всех поражала аэродинамика машины. Эту «фишку» даже в рекламе того времени ставили.  Коэффициент сопротивления кажется рекордным и сегодня -  0,212.

Ходовые качества «Татры» сложно охарактеризовать в двух словах. С одной стороны, благодаря хорошей аэродинамике машина развивала очень солидную для тех лет скорость — до 150 км/ч — при двигателе мощностью всего в 75 л. с., и при этом расходовала около 15 л бензина на 100 км, что было выдающимся показателем: другие машины этого класса расходовали в полтора-два раза больше топлива. С другой стороны, разгонная динамика тяжёлого автомобиля с деревянным кузовом на раме и маломощным силовым агрегатом отнюдь не была впечатляющей, а управляемость на скорости из-за несовершенства шасси и перегруженной задней части была  даже опасной. Шутка ли – семьдесят процентов все массы приходилось назад. Кстати, помните про плавник – он исполнял роль стабилизатора, чтобы машина лучше держала траекторию.

Да, вы не удивляйтесь – каркас кузова был здесь деревянным, который затем обшили металлическим листом. Впрочем, эта практика стандартна для машин тридцатых. «Татра» Т77 была автомобилем ручной сборки, так что среди выпущенных экземпляров не было двух полностью одинаковых. Некоторые из них могли иметь остеклённую перегородку в салоне, как у лимузинов, люк вкрыше и другие индивидуальные черты.

К слову, вот вам еще одна интересная фишка -  практически все машины были выпущены с правым расположением руля, но десяток из них имели руль по центру -  пассажиры располагались слева и справа от водителя, так что французский «Панар-Левассор» был в такой компоновке далеко не уникальным.

Производство этой модели прекратилось в 1938 году. К сожалению, большая часть машин была утрачена во времена Второй Мировой, до наших дней их немного уцелело, каждая представляет собой большую ценность для музеев и коллекционеров. К слову, именно «семьдесят седьмая» предопределила внешний вид всех будущих Татр. Даже в 613-й модели из конца восьмидесятых годов можно проследить черты оригинала.

о компании:

Компания TATRA, a. s.

Штаб-квартира находится в городе Копрживнице, Чехия.

Основана в 1850 году Игнацем Шусталой, производила коляски и брички. Уже 60-х годах XIX века фирма имела филиалы в Берлине, Вене, Вроцлаве, Киеве и в Черновцах. С 1882 года выпускала железнодорожные вагоны.
Первый легковой автомобиль, под названием President, выпустила в 1897 году.
Один из самых известных автомобилей компании - Tatra T11, которую проектировал Ганс Ледвинка. В конструкции автомобиля применены самые передовые по тем временам решения - верхний распредвал, полусферические камеры сгорания, агрегатирование двигателя в едином блоке со сцеплением и коробкой передач. На базе Т 11 были созданы десятки типов автомобилей с самыми различными кузовами.По окончании Второй мировой войны, при наступившем социализме, фирму национализировали, она производила легковые автомобили премиум-класса и грузовики. Выпуск легковых машин прекращен в 1989 году из-за плохого спроса. Выпуск грузовых машин продалжается до сих пор

 

Обсудить