История автомобильных кондиционеров

Хайтек 13 ноября 2020
История автомобильных кондиционеров

Подумать только, опции, без которой уже сложно представить современный автомобиль, буквально три дня назад исполнился 81 год! Этот механизм, пережил рассвет, упадок и настоящий ренессанс.

Да, первый автомобильный кондиционер показали потребителю  10 ноября 1939 года. Носителем системы кондиционирования стал Packard 12 Sedan. Фурор эта модель, впрочем, не вызвала и массовое распространение кондиционеров на машинах не спровоцировала. По трем причинам. Ну, во-первых, он был безумно дорог – 274 доллара (по тогдашнему курсу). На секундочку, треть стоимости машины среднего класса. Во вторых,  автоматика отсутствовала напрочь – это сейчас ты нажимаешь кнопку и в салоне наступает прохлада, а тогда водителю приходилось остановиться, заглушить двигатель, а потом открыть капот и вручную установить приводной ремень системы кондиционирования. В-третьих, сама эта система была весьма громоздкой. Необходимые для ее работы агрегаты стояли не только под капотом и в салоне, но и "съедали" едва ли не половину полезного объема багажника. В начале сороковых идею машинного холодаподхватили конкуренты Packard из Cadillac и Chrysler, и в 1940-1941 годах кондиционер значился в списках дополнительного оборудования на топовых моделях обеих марок. Впрочем, Вторая мировая война надолго отправила  автомобильные кондиционеры в пучину небытия…

Она прекратилась в середине пятидесятых. Появились первые системы, похожие на современные: объединявшие кондиционер и отопитель, гораздо более компактные; агрегаты располагались только под капотом. Да и цена подобной опции становилась все более разумной. Соответственно, и популярность "кондеев" в экономически развитых США стала расти впечатляющими темпами. К концу 80-х годов в Штатах почти 90% легковых машин были оснащены кондиционерами. А вот в Европе, сильно пострадавшей в годы Второй мировой, они, напротив, не пользовались особой популярностью вплоть до конца 70-х.

Автомобильный кондиционер в СССР

В СССР системы кондиционирования воздуха были уделом исключительно правительственных авто и то не всех. Например, первая «Чайка» ГАЗ-13 кондиционер не получила. Считалось, что советские чиновники, которым по уровню положена Чайка, хоть и являются достаточно высокопоставленными, но вполне обойдутся без такой «роскоши». Одно дело – главы министерств и ведомств, а совершенно другое – немногочисленная «верхушка», к которым относились члены Политбюро и лично первый секретарь. Ведь задание по созданию нового представительского лимузина руководство московского Завода Имени Сталина получило непосредственно от Хрущева. Конкретных пожеланий по поводу дизайна и конструкции автомобиля не прозвучало, но впоследствии генсек включил в список нужных ему опций именно кондиционер.

Тем лимузином стал ЗИЛ-111. К слову, «базовый» ЗИЛ-111 установкой кондиционирования воздуха тоже не оснащался! Её в 1959 году получила отдельная модификация, обозначавшаяся как ЗИЛ-111А. Именно этот шестиоконный лимузин стал первым, пусть и мелкосерийным, советским автомобилем с кондиционером, причем отечественной конструкции, хоть и созданной с оглядкой на «американцев». Появившийся во второй половине шестидесятых годов новый лимузин под обозначением ЗИЛ-114 получил три (!) отопителя салона и кондиционер, но уже в качестве стандартного оборудования. Причем у задних пассажиров был свой блок управления климатической установкой, поскольку водитель и передний пассажир были отделены перегородкой. Простому народу кондиционер стал доступен уже после распада Советского Союза. В 2000-х годах "кондеи" появились в прайс-листах на различные модификации "Волги" 3110, а первой моделью марки Lada с устанавливаемым на заводе кондиционером стала появившаяся в 2007 году Priora.

 

 

 

 

Обсудить