Как русские Porsche создавали
Все же знают тот факт, что знаменитую отечественную восьмерку доводили до ума специалисты из Porsche, но не все знают причин, по которым немецкий автопроизводитель делал это. А мы знаем! Это благодарность за одного талантливого русского дизайнера, который создал для Porsche целую россыпь прекрасных моделей.
Конечно же, это байка, но русский дизайнер существовал! Знакомьтесь - Анатолий Лапин. Строго говоря, русским он был по линии Матери. Его отцом был немец, а сам дизайнер родился в Риге. Мы опустим историю детства и юности этого персонажа. Скажем лишь, что его всегда тянуло к технике и свою профессиональную карьеру Лапин начал в качестве подмастерья на заводе Mercedes-Benz. Правда, там он проработал не так уж и долго – в начале пятидесятых его семья переехала в США.
Нет, сидеть, сложа руки, Анатолий не собирался – он решил попытать счастья в Детройте. Зимой 1952-го Лапин устроился помощником в кузовной департамент General Motors, а уже оттуда — в экспериментальную дизайн-студию под начало яркого управленца с дизайнерским бэкграундом Билла Митчелла и талантливого стилиста Лэрри Шиноды. За дизайн в экспериментальной студии GM отвечал Шинода, а Лапин заведовал инженерными аспектами, по ходу дела губкой впитывая опыт и умения невероятно одаренного старшего коллеги. Надо сказать, что этот дуэт оказался очень плодотворным! Достаточно вспомнить, что именно эти двое создали знаменитый Chevrolet Corvette C2 Stingray. А причем тут Porsche?
Всему свое время! В 1965-м молодого, но уже вполне состоявшегося специалиста Лапина отправили в длительную командировку в Германию — на «Опель». Нужно было расшевелить унылое дизайнерское болото немецкого филиала в Рюссельсхайм Тони (тогда Анатолий уже сменил имя ворвался ураганом. Он вернул Opel в гонки, сподвиг немцев на выпуск «Дипломата» с мощным мотором V8, наконец, поучаствовал в проекте создания незаурядного Opel GT.
После командировки Тони в США не вернулся. Здесь на сцену выходит знаменитый Ферри Порше – сын Фердинанда Порше и на тот момент глава одноименной марки. Тони и Ферри уже не раз пересекались по работе и Порше-младший явно симпатизировал Лапину. Когда его сын — Александр Бутци Порше — решил покинуть пост главного дизайнера фирмы, Ферри пригласил Лапина на эту должность!
Надо сказать, что в Porsche Лапин развернулся с размахом! Он принёс в Штутгарт не только талант художника и техническую экспертизу, но и полтора десятилетия опыта работы в GM — самом продвинутом дизайнерском пространстве 1950-1960-х. Лапин наладил взаимодействие между дизайнерами и технарями Porsche, обучил немецких стилистов передовой технике работы с полноразмерными макетами, а также потребовал новое оборудование для дизайнеров. Да, он был реформатором!
Но самое главное, конечно же, заключается в его проектах! 917-й, 959-й Рука Лапина чувствуется практически во всех Porsche, которые выпускались с конца 60-х до начала 90-х годов! Но жемчужиной его дизайнерского гения является семейство переднеприводных Porsche -928, 944 – это все его работа! Отдельным примером хочется выделить первенца данного семейства – модель 924 - Лапину удался хрестоматийный немецкий спорткар с выверенными пропорциями и чистыми линиями. К слову, модель ждал и серьезный коммерческий успех – 150 тысяч реализованных автомобилей – это отличная цифра по тем годам Кстати, знаменитый 911-й Лапин не любил и считал его «стрелой, которая летит наконечником сзади». Анатолий Лапин проработал в Porsche двадцать с лишним лет, выйдя в отставку в 1988 году. Кстати, с АвтоВАЗом он тоже связан – работал в команде, которая готовила рестайлинг классических «Жигулей»