Как Швеция на правостороннее движение переходила

Хайтек 10 сентября 2021
Как Швеция на правостороннее движение переходила

День Х, по-шведски Dagen H (от Hogertrafikomlaggningen – правостороннее движение), был назначен на 3 сентября 1967 г. – ровно 49 лет назад Швеция поехала по правой стороне движения. Мы обещали написать об этом интересном событии – мы делаем!

Но начнем мы, пожалуй, с истории! Итак, садимся в машину времени и едем далеко назад – в те времена, когда трава была зеленее, небо чище, а звезды ярче. Итак, какое-либо первое упоминание об организации дорожного движения в Швеции датируется 1718 годом, когда Карл XII ввел правостороннее движение для карет и повозок. При следующем короле Фредрике I всадников и экипажей обязали ездить по противоположной стороне и это правило сохранялось вплоть до XX века.

В 1927 году о смене направления дорог решили впервые заговорить. Вообще, надо сказать, Швеция была немного странной страной -  при левостороннем движении граждане ездили на машинах с левым же рулем (хотя в идеале надо было бы ездить с правым). Почему так? Да все просто  - во-первых шведский рынок автомобилей был не таким уж и большим, и многие автопроизводители, в основном американские, не хотели осваивать дополнительные бюджеты ради какой-то эфемерной выгоды. С другой стороны национальные автопроизводители вроде Volvo, наоборот очень ориентировались на экспорт, так что  изначально стали делать машины с левым рулем! А еще у левого руля был и свой плюс! Дело в том, что  шведские дороги были узкими и извилистыми и на них было сложно разъехаться со встречным автомобилем или телегой, что уж тут говорить про обгон. Левое расположение руля в такой ситуации было удобным – позволяло видеть обочину.

Но вернемся к 1927 году. Тогда о переходе заговорили серьезна, так как Швеция была единственной страной в Скандинавии, где сохранилось левосторонне движение. Стоит ли говорить, что при пересечении шведских границ автомобилисты испытывали серьезные трудности. Особенно те, кто покидал страну нечасто. И если основные магистрали имели соответствующие развязки, меняющие местами полосы движения, то в крохотных пограничных переходах между Швецией и Норвегией порой даже не была обозначена граница. То есть водители сами должны были перестраиваться на встречную полосу, не прозевав при этом момент въезда на территорию другой страны.  Вот из-за этих внезапных смен полос стали случаться дорожные катаклизмы.

Короче говоря, с 1927 года стали возникать различные референдумы, которые поднимали вопрос смены схемы движения. Если подсчитать, то таких референдумов было, как минимум, десять! Забавно, но поначалу население страны выступало против смены.  И только в 1963 году удалось эту идею продвинуть, да и то из-за вмешательства Северного совета и Совета Европы, которые выразили пожелание создать единую систему автомобильного движения для всей континентальной Европы. 

Да, в 1963 году началась серьезная подготовка, которая заняла четыре года. Долго? Да! Потому что забот было очень много – реконструкция дорого, перерисовка разметки,  замена полумиллмона дорожных знаков и адаптация общественного транспорта. В финансовом плане это оборачивалось затратами на 628 миллионов крон!

Долго ли коротко ли, но к 1967 году все было готово. Для снижения аварийности на городских улицах был внедрен жесткий скоростной лимит -  40 километров в час. За городом -60 километров в час. В ночь на 3 сентября до 6:00 утра движение частного транспорта не разрешалось. В крупных городах этот запрет начал действовать еще в субботу. В 4:50 движение по дорогам было полностью остановлено, водители сняли с фар защитные наклейки и переехали на противоположную сторону дороги, и спустя 10 минут транспорт пошел!

Что характерно, но какого-то хаоса не было! Видимо сказалась европейская организация, а еще 150 тысяч организаторов и волонтеров, которые регулировали все дорожные процессы! Аварий было очень мало – около сотни, но погибших в них не было вовсе!

 


 

Обсудить