Календарь исторических событий: 2 ноября – Ли Якокка пришел спасать Крайслер!

Советы эксперта 02 ноября 2021
Календарь исторических событий: 2 ноября – Ли Якокка пришел спасать Крайслер!

Знаете, когда мы шерстили календари и летописи в поисках интересного, то сегодняшний день не сулил нам никаких интересных фактов. В конце концов, не писать же про логотип грузовой компании Peterbilt, который именно в этот день в 1944 году был помещен в прямоугольник.  Ладно, здесь ходит забавная история, мол основатель фирмы Теодор Питерман набросал логотип на салфетке во время обеда, оттого и прямоугольник. Но согласитесь, нужен какой-то факт поинтереснее. Собственно, мы нашли такой – второго ноября 1979 года знаменитый Ли Якокка сел в президентское кресло компании Chrysler. Спойлер: именно он вывел ее из состояния упадка!

Когда-нибудь мы напишем по господину Ли отдельный материал - слишком великая и одиозная фигура автомобильного мира получилась. Но пока давайте сконцентрируемся на деятельности Якокки в период управления компанией «Крайслер».  Как известно, он перешел туда из компании Ford.  Возникает вопрос, а в как так случилось, что успешная карьера Якокки в Ford прервалась? Ведь именно под его руководством был создан знаменитый «Мустанг», а подразделения Mercury и Lincoln обрели новую силу! На самом деле причин здесь две.  Во-первых, Якокка был долгое время в контрах с Генри Фордом вторым. Ли упрекал Генри во вспыльчивости, недальновидных поступках и решениях, а главное — в непонимании принципов, по которым работает и зарабатывает деньги автомобильная компания. Форд же парировал, что к середине 70-х Якокка просто потерял свой чудный дар создавать правильные продукты, которых требует рынок. Истина, как обычно, застряла где-то посередине.

Формальным же поводом к уходу Ли с поста стала ситуация с моделью Pinto. Представленная в 1970-м машина поначалу казалась столь же успешной, как оригинальный Mustang (впоследствии очередное поколение «дикой лошади» будет построено как раз на шасси Pinto). В первый год разошлось около 350 тысяч машин, а Якокка не раз повторял, что его новому детищу по силам повторить феноменальный успех Ford Т. В действительности машина получилась довольно посредственной, но для патриотично настроенных покупателей компактный Ford представлял разумную альтернативу импортным моделям. Пройдет еще несколько лет, прежде чем Pinto покажет свое истинное лицо. 10 августа 1978-го три девушки ехали в Pinto 1973 года выпуска, когда в них сзади въехал микроавтобус. Скорость была невысокой, и от самого удара никто не пострадал, но спустя несколько секунд Pinto вспыхнул факелом. Все три пассажирки погибли.  В результате независимой экспертизы было выяснено, что бензобак машины размещался позади заднего моста (вполне типичное решение для всех детройтских компактов того времени), так еще и трубка, идущая от заливной горловины к самому баку, находилась в непосредственной близости от болта крепления картера дифференциала. В результате даже после несильного удара трубка трескалась и бензин выплескивался наружу.  Короче говоря, Якокке после всех скандалов пришлось компанию покинуть.

Крайслер же он принял в тот момент, когда компания буквально загибалась - на нее давили многомилионные долги, дилерская сеть была в упадке, все было настолько ужасно, что сам Ли едва не шокировался. Приведем несколько цитат из его книги:

Кабинет президента использовался как проходной между другими кабинетами. С изумлением я взирал на то, как менеджеры с чашкой кофе в руке открывали дверь и проходили через кабинет президента в другую дверь. Я сразу же понял, что здесь царит полная анархия. Корпорация "Крайслер" явно нуждалась в установлении строго порядка и дисциплины, причем немедленно.Крайслер не функционировала как целостная корпорация. Компания состояла из скопления малых герцогств, каждое из которых управлялось своим сюзереном. Это был клубок мини-империй, причем ни одна из них не обращала внимания на то, что делали другие. Я с удивлением обнаружил, что в корпорации имеется 35 вице-президентов и каждый из них бежит, но собственной беговой дорожке. Здесь не существовало никакой системы комитетов, не было практики совещаний, на которых люди могли бы обменяться мнениями. Я, например, не мог поверить, что менеджер, возглавляющий конструкторский отдел, не поддерживает постоянной коммуникации с руководителем производственного отдела. Каждый действовал сам по себе.

Собственно, путь к восстановлению компании Ли Якокка начал с увольнения всех этих вице-председателей, оставив лишь двух человек на своих местах. Далее, он сколотил новую команду, переманив многих менеджеров из Ford. Якокка заново выстроил отношения с дилерами, навел порядок в финансовом департаменте, без жалости отрубил щупальца иностранных филиалов, сконцентрировавшись на операциях в Северной Америке. Самое главное, что он смог выбить миллиардный кредит, дабы компания смогла держаться на плаву. Более того, он же смог и выплатить его полностью!

Но самое значимое событие произошло в 1984 году. На рынке дебютировали Dodge Caravan и Plymouth Voyager — автомобили, которые официально считаются родоначальниками всех современных минивэнов. Самое любопытное, что концепцию комфортабельного и роскошного однообъемника, известную как Mini Max, Якокка лобировал еще в середине 70-х, но скептически настроенный Генри Форд не захотел поверить своему президенту… К слову, именно эти модели помогли выплатить миллиардный кредит, за который поручилось правительство США (к слову, на 7 лет раньше оговоренного срока), но и крепко встать на ноги. Вторая половина 80-х стала периодом истинного ренессанса фирмы. Еще недавно дышавшая на ладан компания усилилась приобретением торговой марки Jeep, вместе с Mitsubishi было создано совместное предприятие, упрочившее позиции фирмы на рынке компактных моделей.

 

 

 

Обсудить