Лето, дождь, эффект аквапланирования…

Олег Р., Санкт-Петербург:
Говорят, при эффекте аквапланирования автомобиль становится неуправляемым, и в такой ситуации нельзя жать на педаль тормоза. Так ли это?
"Давайте по порядку. Как это ни странно, но эффект летнего аквапланирования напрямую связан с зимой. Почему? Да потому, что зимой наиболее активно изнашивается асфальт в крайних левых полосах движения. Хотя наиболее тяжелые транспортные средства двигаются в правых полосах. Этот странный парадокс объяснить довольно легко. Дело в том, что в левых полосах машины едут намного быстрее. А зимой позволить себе высокую скорость могут по большей части владельцы автомобилей, «обутых» в шипованные шины. И именно шипы на высокой скорости активно уничтожают асфальт, «прогрызая» в относительно ровной поверхности устойчивую и достаточно заметную колею. А вот когда наступает лето, эта колея может сыграть с быстрыми автомобилями злую шутку.
Профиль дороги проектируется таким образом, чтобы обеспечивать эффективный сток воды с дорожного покрытия во время дождя. Но колейность разрушает разумный инженерный ход, в результате чего именно в скоростной полосе мы получаем два симпатичных ручейка, совпадающих с колеей вашей машины. А дальше начинаются неприятные бытовые «чудеса» дорогой инженерной конструкции, за рулем которой находится современный потребитель услуги мобильности.
Но прежде надо понять, что же такое аквапланирование? Здесь все просто. Когда колесо автомобиля попадает в лужу, то благодаря высокому давлению в пятне контакта и специальному рисунку протектора оно стремительно выдавливает воду наружу, обеспечивая надежный контакт с покрытием. Однако у воды есть неприятная особенность — она не сжимается. И по мере роста скорости автомобиля жидкость не успевает выводиться за пределы контакта шины с дорогой, и в итоге образуется водяной клин. Который приводит к тому, что коэффициент сцепления шины с дорогой падает почти до нуля. Причем вода еще и оказывает сопротивление качению шин, создавая предпосылки для возникновения курсовых рысканий авто.
Если бы это происходило на невысоких скоростях, было бы не так ужасно. Аквапланирование возникает на скоростях свыше 60 км/ч при глубине водяного покрова более 1,5 см. И чем выше скорость, тем больше появляется проблем. Ведь даже продвинутые ассистенты активной безопасности с этим явлением не справляются.
Причина как раз в том, что из-за воды шины не в состоянии зацепиться за асфальт, и у «умного» помощника просто не остается инструментов для воздействия на ситуацию. Так что водитель остается один на один с проблемой и неуправляемым автомобилем.
Что же делать? Все довольно просто, хоть и страшно. Прежде всего, если машина начинает испытывать трудности с курсовой устойчивостью, не пытаемся слишком активно поворачивать руль. Поскольку во время аквапланирования скорость автомобиля падает и он может внезапно для водителя опять зацепиться за асфальт. А если руль повернут на слишком большой угол, то и резко прыгнуть в сторону с печальными последствиями. Так что, реагируя рулем, всегда держим в уме необходимость стабилизировать авто при восстановлении управляемости. При этом на переднем и полном приводе не бросаем педаль газа полностью, так как это может спровоцировать дополнительную нестабильность машины. Стараемся сохранять слегка избыточный газ. Это сделает автомобиль более управляемым. На заднем приводе уровень газа следует уменьшить до состояния, при котором задние колеса как якорь начнут стабилизировать авто. И большую часть внимания концентрируем на руле. А вот тормоз при любом типе привода точно нажимать не стоит. Пока эффект аквапланирования сохраняется, это бесполезно. А когда управляемость восстановится, это еще и опасно. Ведь позади вас едут другие транспортные средства, для которых ваше торможение может оказаться неприятным сюрпризом. Ну а для того, чтобы не бороться за жизнь на автомагистрали, стараемся своевременно менять шины — изношенный протектор намного хуже справляется с отводом воды из зоны контакта. И, конечно, не заезжаем в лужи, а если избежать этого невозможно, то делаем все на невысокой скорости."