Перемещение в пространстве и на земле Или о концепции воздушных транспортных средств

Хайтек 23 апреля 2025
Перемещение в пространстве и на земле Или о концепции воздушных транспортных средств

Владимир, почему личные транспортные средства скоро поднимутся в воздух?
Хотя бы потому, что человечество сейчас перемещается в города. В ближайшие десятилетия, до 2050 года, в мире будет 10 миллиардов человек, из них 7 миллиардов станут жителями мегаполисов. Города, скорее всего, будут высокими в центре и широкими по краям, как в Японии. Получается, что людям придется доезжать до центра города, но вопрос — как?
Помогут передвижение в пространстве и такое явление, как парковка на стене здания, — по сути, у вашего окна. Вот вы открываете окно, выходите во что-то там, и что-то улетает. Это становится необходимостью и неизбежностью. Помните, как в фильме «Пятый элемент»? Когда к окну главного героя подлетает китайская джонка и он берет из нее ужин.
То есть мы стоим на пороге нового технологического этапа, похожего на то, как когда-то
изобрели колесо. А сейчас мы отрываемся от земли, переходим в объем.

Но насколько мировая индустрия, а также российская промышленность готовы к массовому производству летающих автомобилей?
Сегодня в мире насчитывается более 750 компаний, которые занимаются так называемыми технологиями VTOL-STOL, — это Vertical take-off and landing и Short take-off and landing. Уже 50 моделей летают, 6 из них сертифицированы для повседневного использования — начиная с Xpango Aeroht или XPeng Voyager X2 и заканчивая Lilium Jet и так далее.
А вот англичане, например, уже создали костюм, который позволяет военным перелетать с палубы одного корабля на другой. Таким образом легко облететь какую-нибудь труднодоступную гору, как летал Тони Старк в фильме «Железный человек». Это решение можно назвать аэроциклом.
В России Министерство транспорта при участии премьер-министра М.В. Мишустина также внимательно прорабатывает концепцию передвижения в пространстве над Россией с ее огромной территорией. После реализации этой концепции жители нашей страны смогут приземляться в любой точке Сибири без вложения огромных средств в развитие инфраструктуры и на строительство аэродромов со взлетно-посадочной полосой в три километра. Да, в Советском Союзе проблему связанности территории решали с помощью малой авиации, во времена СССР по всей стране было 1500 аэродромов, из них в рабочем состоянии осталось только 40.

Кого будут возить по воздуху?
Появятся как пассажирские дроны, так и транспортные. С точки зрения логистического бизнеса летающий транспорт позволит решить проблему «последней мили». Одно дело вы привезли на станцию и выгрузили контейнер. Но небольшие грузы нужно доставить — 5 километров сюда, 10 километров туда, еще 30 километров в другом направлении. И вот этим будут заниматься дроны, летающие в автоматическом режиме. В России сейчас строят серьезный проект «Транспорт будущего» в Тольятти, он станет центром двигателестроения в том числе для дронов. В частности, Сбер вкладывает в этот проект большие средства. Похожие предприятия создаются и в других городах, например, в Нижнем Новгороде.

Оттого, что вам каждое утро нужно будет подниматься в воздух, становится как-то не по себе…
Согласен, среднестатистический человек боится оторваться от земли даже выше одного метра. Это такая психология людей и общества, которые живут в одной плоскости. Нам сейчас лесенку поставь, чтобы закрутить лампочку под потолком, и мы уже начнем нервничать. Так что к летающим средствам в обязательном порядке будут предъявлять высокие требования с точки зрения безопасности. Все эти летающие средства, в частности, оснастят парашютами. Уже есть много компаний, выпускающих парашютные системы, все они отработаны на применении в самолетах. Ну и все дроны в воздухе будут передвигаться без участия человека с помощью автоматизированной системы без риска вмешательства гораздо менее предсказуемого человеческого фактора.

Исчезнет ли тогда традиционный автомобиль?
Автомобиль не исчезнет, это будет как с лошадью. Сегодня вы можете купить дорогую лошадь, поставить ее в конюшню и потом выезжать на ней на ипподроме. Вот и отдельные энтузиасты будут держать в своем гараже, скажем, дорогой Porsche 911 и иногда для развлечения на нем выезжать. В таком виде Porsche останется, а, скажем, Hyundai — нет.
Останутся грузовые автомобили для перевозки тяжелых грузов: какой-нибудь цемент и прочие стройматериалы будет выгоднее перевозить по дорогам. Хотя конкуренцию им могут составлять цеппелины — дирижабли с большей грузоподъемностью. Но у них появится определенный эшелон передвижения.

Вы имеете в виду, что летательные аппараты станут передвигаться на разных высотах?
Да, будут такие правила воздушного движения, общая концепция которых в целом уже проработана. На высоте от одного до трех тысяч метров начнет передвигаться вот эта вся персональная «мелочевка», выше станут летать более тяжелые аппараты. Также эшелоны будут зависеть от скорости. Недавно мы принимали участие в разработке подобных алгоритмов полета и схем «воздушных перекрестков».
В среднем у нас появится четыре скоростных эшелона — везде одностороннее движение. В одной «трубе» летят самые быстрые. Если ты хочешь выйти из быстрого потока, подаешь сигнал наподобие поворотника в автомобиле и выходишь на «дублер-трубу», где скорость движения ниже. Кстати, эти воздушные «трубы» похожи на колбасу. Я знаю, что студенты МГУ для моделирования таких процессов реально купили колбасу, разрезали ее вдоль и сверху снимали фотоаппаратом, как эта колбаса движется. И таким образом они разработали математический алгоритм движения по эшелонам. А саму колбасу потом съели, ведь это студенты!

С точки зрения дизайна, какими представляются массовые летательные аппараты?
Это такая летающая карета с большим количеством окон. Наверное, массовые летательные аппараты будут напоминать кабинки, которые сейчас используются в подъемниках на горнолыжных курортах. Только в основном окна у них расположат снизу, так как люди будут смотреть вниз — сверху ничего нет, кроме солнца. Обязательно надо подготовить место для силовой установки. В ближайшие 20 лет это, скорее всего, будут винты — четыре винта на каждом устройстве, потом, может, появятся какие-то новые антигравитационные технологии. Еще в таком аппарате должна быть хорошая шумоизоляция типа окон с двойными стеклами. Но двойные стекла — это тяжело, и потому, вероятнее всего, используют поликарбонат и активное иммерсивное шумоподавление.

Но зачем людям передвигаться по воздуху, если по земле автомобили уже ездят, и довольно успешно?
Возьмем для примера муравейник. Он, как известно, является социальным обществом с маткой, тружениками, военными и так далее. Так вот, ареал обитания муравейника — в среднем полтора километра. А ареал обитания пчелиного улья — 300 километров. Потому что муравьи обитают в одной плоскости, а пчелы уже в трехмерном пространстве. Вот и перед человечеством откроются новые возможности обитания, у нас увеличится ареал.
Допустим, между Питером и Москвой есть озеро Селигер. Девелопер строит на берегу этого озера усадьбы, и в придачу их жители получают персональный летающий транспорт, на котором в течение получаса со скоростью 500 км/ч можно добраться до Москвы или Санкт-Петербурга. И это уже не говоря об освоении других территорий России. Ну и да, с военной точки зрения все острее стоит вопрос охраны наших границ. Хватит ли нам людей, скажем, защищать Камчатку? Для этого сформируют подразделение, например из 50 беспилотников, каждый из которых имеет по 250 тысяч патронов на борту, и ими будет управлять один оператор. И пусть тогда кто-нибудь попробует сунуться.

Обсудить