Стать на «ты» с баранкой

28 апреля 2022
Стать на «ты» с баранкой

Как это ни парадоксально, многие не знают, как нужно взаимодействовать с рулем, –неправильно его держат, неверно поворачивают. Что может привести к аварии

Напомним, что прежде всего следует держаться за рулевое колесо в точках, которые соответствуют цифрам 10 и 2 или 9 и 3 на циферблате стрелочных часов. Благодаря тому что руки на руле располагаются симметрично, вы сможете с одинаковой и практически максимальной амплитудой быстро повернуть вправо или влево. Причем нужно использовать так называемый закрытый тип хвата, при котором кисть руки обхватывает обод снаружи, а большой палец замыкает хват изнутри. Это позволяет выдерживать значительные реактивные усилия на руле в случае контакта колес, например с дорожными дефектами.
В свое время, еще на базе сборной СССР по автоспорту, проводились разные эксперименты, в ходе которых, к примеру, выяс­нили, что при использовании закрытого типа хвата человек в состоянии кратковременно выдержать усилие на руле до 500 кг. В то время как при иных вариантах хвата этот показатель падает сразу в пять раз.
Впрочем, это совсем не означает, что руль вы должны держать, сжимая его изо всех сил. Наоборот, лучше, когда ладони мягко сжимают обод рулевого колеса, а руки и мышцы плечевого пояса расслаблены. Фактически руки должны висеть на баранке, уравновешивая друг друга. Зачем это нужно? От расслабленных рук можно повернуть руль и точно, и быстро. А при необходимости силового руления – к примеру, на бездорожье, есть возможность оперативно напрячь мышцы. Если же руки напряжены всегда, происходит быстрое накопление усталости, что ведет к неточному взаимодействию с автомобилем. Кстати, напряженные руки при управлении машиной, как правило, говорят о том, что вы находитесь в состоянии стресса. И тогда лучше снизить скорость.
Кроме того, вы должны знать, что при совершении маневра каждая из рук выполняет собственную задачу: одна становится ведущей, а вторая ведомой. Ведущая – это рука в сторону поворота. Причем важно, что, задействуя ее, мы начинаем тянуть руль вниз, используя для этого мышцы сгибатели. Они работают и сильно, и эффективно, задавая нужный темп и амплитуду поворота руля. Чем занята ведомая рука? Она отвечает за точность действия, контролируя, на какой именно угол будет повернут руль. Но, как только мы начинаем уменьшать угол поворота баранки, роли рук сразу меняются.
Еще один существенный момент состоит в том, что при повороте руля на любую амплитуду и с любой скоростью тело должно сохранять правильную вертикальную посадку. То есть при взаимодействии с рулем работают только руки. И это очень важно, поскольку любые наклоны корпуса или головы в сторону поворота приводят и к потере точности взаимодействия с рулем, и к проблемам с вестибулярным аппаратом.
Понятно, что при повороте на небольшой угол это требование соблюдать довольно просто. А как быть, когда необходимо, скажем, вывернуть рулевое колесо до упора? Без перехватов рук сделать это невозможно. В таком случае следует пользоваться специальной техникой, которая активно применялась в автоспорте. В соответствии с ней, когда ведущая правая рука в правом повороте оказывается в точке на 5 часов, мы раскрываем ее хват и по хорде переносим руку в точку на 12, при этом ведомая левая рука продолжает поворачивать руль. А к моменту закрытия хвата правой руки уже левая оказывается в точке 5, где мы опять раскрываем хват и по хорде переносим ее в точку на 11 часов. Тем самым руки активно проворачивают руль на его боковом секторе.
Подобная техника работы рук эффективна, но, должен заметить, сложна в освоении. Поэтому часто водители пытаются поворачивать руль ладошкой, что при наличии усилителя рулевого управления и при маневрировании, например, во дворе, наверное, допустимо. Хотя лучше все же использовать две руки. Возникает и другой вопрос: а можно ли управлять автомобилем лишь одной рукой? В принципе, да. Однако тогда надо перенести хват уже в точку 12. Делается это для того, чтобы сохранить возможность быстрого и амплитудного поворота руля в любом направлении. Попытки же держаться за руль одной рукой сбоку или снизу могут быть опасными, если возникнет необходимость быстро среагировать на внезапную проблему.
Наконец, рекомендую обратить внимание на то, что происходит со спиной при активных действиях рулем. Если вы начинаете непроизвольно отрывать ее от кресла, то, скорее всего, у вас неправильно настроено рабочее место водителя. Подробнее мы поговорим об этом в следующий раз.

Обсудить