Каршеринг пошел в разнос

Подкаст 21 сентября 2020

О чем подкаст?

После долгого корона вирусного простоя компании каршеринга начали латать дыры в бюджете, в том числе и весьма сомнительными способами. А как иначе оценить решение «Делимобиля» (именно о нем шла речь выше), чье средство повышен - ной опасности отныне может вывести на дорогу даже 18-летний юноша, не имеющий ни жизненного, ни водительского опыта, но с амбициями и бравадой через край. При таком подходе опытным и аккуратным автомобилистам остается лишь молиться, чтобы не встретиться на дороге с юнцом, решившим оттянуться за рулем по полной. Часто приходится говорить о безответственности водителей каршеринга. Разумеется, не всех, но очень-очень многих. Тех, что ездят по принципу – «не мое – не жалко». Подобная философия приводит к печальным итогам: привычными стали аварии с участием машин такси и каршеринга. Причем последние куда более опасны, чем таксомоторы: по данным ЦОДД Москвы, автомоби - ли такси попадают в аварии в 2,5 раза чаще, чем личные легковушки, а ма - шины каршеринга – в 5 раз! При этом причины аварий разные. В большинстве ДТП с такси в круп - нейших городах страны виновата крайняя усталость водителей, вы - нужденных работать по 12–14 часов в сутки, чтобы заработать на хлеб и отправить еще какую-то копеечку на родину – в регион России или в ближнее зарубежье.

В каршерин - ге же аварии происходят из-за без - ответственности, недостатка опыта и управления автомобилем в нетрезвом виде. Последнее – тема отдельная. Тому, что садятся пьяными за руль каршеринговых машин, есть объяснение. Когда взрос - лый ответственный человек идет на вечеринку, он оставляет ключ от своей машины дома. Но даже взрослый от - ветственный человек после пары-тройки рюмок может потерять контроль – море становится по колено, кажется, что все по силам. А тут как тут каршеринг! И ключ от автомобиля здесь же – в мобильном телефоне. Многие не могут удержаться от соблазна. Но что делают каршеринговые фир - мы? Вместо установки в транспортные средства алкотестеров, блокирующих замок зажигания при распознавании паров алкоголя, они… расширяют круг пользователей. С точки зрения бизнеса действия понятны: алкотестеры – это приличные расходы, да и клиентов ими распугать недолго. Причем в случае пьяного вождения страховка недействи - тельна, и, если случится ДТП, виновник должен возместить ущерб из своего кармана. То есть, предоставляя средство повышенной опасности в распоряжение такого человека, компания, похоже, ничем не рискует. Статистика ДТП с участием каршерин - говых автомобилей в России пока сла - бая. Но и того, что мы знаем, достаточ - но, дабы сделать вывод: пьяных аварий среди таких машин много. А будет еще больше! Ведь у подвыпившего человека в 18 лет, да еще если рядом несколько друзей-подружек, сдерживающих мо - тивов еще меньше, чем у 40-летнего. А факторов, которые могут подтолкнуть его к подобному поступку, больше (достаточно упомянуть хотя бы под - ростковую браваду). Даже без алкоголя водители в возрасте 18–19 лет попадают в аварии вдвое чаще, чем 20–25-летние, и в три-четыре раза чаще, чем 40-летние. Это статистика страховых компаний. И все-таки заработать бизнесу на рас - ширении круга пользователей вряд ли удастся. Подростки, которые сами накопили к 18 годам на автомобиль или которым его приобрели родители, уже есть на дорогах.

Причем многие из них понимают, что машина стоит денег, а также чувствуют ответственность перед родителями. Выходит, карше - рингом в основном будут пользоваться молодые люди, не способные самостоя - тельно купить автомобиль, хотя и су - мевшие так или иначе получить права. Не исключено, что сразу после оконча - ния автошколы они станут доучиваться водить на каршеринге. Но то, что у них нет денег на свою машину, означает, что и взять в случае аварии с них будет нечего. Есть предположение, что "Делимобиль" пошел на такой шаг не от хорошей жизни. В компании ссылаются на то, что изучили российский и зарубежный опыт и только после этого сняли ограничения на водительский стаж и возраст. Действительно, в регионах на таких условиях работали четыре компании Car4You, LifCar, "URA мобиль" и "Карусель". Но вряд ли можно сказать, что это улучшило их показатели. Так, "Карусель" вообще перепрофилировалась и стала сервисом краткосрочной аренды электросамокатов.Как вы думаете, какие компании каршеринга относятся к самым аварийным в Москве? По данным начальника ситуационного центра, заместителя руководителя Центра организации дорожного движения (ГКУ ЦОДД) Александра Евсина, которые он сообщил газете "Известия", это Car4You, LifCar и "Делимобиль". Что касается последней, то новые ее правила действуют в регионах. В Москве по-прежнему необходимо иметь хотя бы небольшой водительский стаж, чтобы взять машину "Делимобиля".

Есть мнение, что либерализацией правил компания хочет поправить свое финансовое положение и укрепить позиции на рынке. Только опыт предшественников говорит, что сделать это вряд ли удастся. Лучше на рынке чувствуют себя компании, которые предъявляют к водителям более жесткие требования. Так в "Яндекс.Драйве" возраст водителя и стаж должны быть на два года больше, чем в "Делимобиле". Отмечу, что по данным того же Евсина и в аварии в Москве автомобили "Яндекс.Драйва" попадают существенно реже, чем машины "Делимобиля". На сотню машин Делимобиля в их столичном парке приходится 73 аварии, у Яндекс.Драйва этот показатель 41 автомобиль. 

 

Обсудить