Когда законы не писаны

Подкаст 27 октября 2021

О чем подкаст?

Сильно затянувшаяся история с введением правил передвижения на гироскутерах, сигвеях, электросамокатах и прочих средствах индивидуальной мобильности этой осенью получила продолжение: в октябре два министерства – транспорта и внутренних дел – разработали очередную порцию поправок к ПДД. В частности, из числа транспортных средств исключили роликовые коньки и просто самокаты (те, что без мотора) – их владельцев предложено считать пешеходами. А вот для моторизованных устройств, ездящих по тротуарам, вводятся ограничения по весу (до 35 кг) и скорости (не более 25 км/ч). Вместе с тем появилась норма, разрешающая на проезжей части разгоняться даже до 60 км/ч. Есть и еще ряд изменений относительно того, что предполагалось сделать в этой сфере ранее. Однако, на мой взгляд, суть сейчас не в деталях (хотя многие из них тоже критичны – тот же лимит скорости, к примеру). Важнее то, что вопрос пора решать принципиально. Процесс тянется уже три года – первые поправки в Правила, касающиеся малых средств мобильности, планировалось внести еще в 2019-м. Но с тех пор дальше дискуссий и переброски всяческих проектов из одних ведомств в другие дело не пошло. В этом матче по пинг-понгу с документами, кроме МВД с Минтрансом, участвуют уже и Минпромторг, и мэрия Москвы, и даже Совет по правам человека, действующий при российском президенте. Вот только в те моменты, когда всем уже кажется, что законопроект можно принимать, вдруг вмешивается еще кто-то. Так, скажем, было год назад, когда правительство выступило против. Дескать, Правила дорожного движения следует переработать полностью, а не вносить в них точечные изменения. Довод вроде логичный, если бы не одно но. Дело в том, что мощный всплеск популярности электросамокатов спровоцировал не менее высокую волну ДТП с ними – в прошлом году в сравнении с 2019-м прирост таких аварий составил 183%, реально пострадало 347 человек, шестеро погибли. За семь месяцев 2021-го динамика самокатных инцидентов выросла на 66%, и в них погибло уже восемь россиян. А многие из тех, что выжили, могут навсегда остаться инвалидами: вот двое детей отправлено в реанимацию в тяжелом состоянии, вот зафиксирован перелом позвоночника у пенсионерки, вот «самокатчика» после падения пришлось на две недели вводить в кому... Нет никаких сомнений в том, что ситуация будет обостряться. Ретейлеры заявляют об ажиотажном спросе на подобные товары – в иные месяцы он увеличивается на сотни процентов. Бизнес суперприбыльный! Причем речь как о продажах, так и о прокате. Один из крупных российских операторов кикшеринга (аренды самокатов) в 2020 году увеличил выручку и прибыль аж в 15 раз – до 1 млрд и 375 млн рублей соответственно. Понятно, что от таких доходов отказываться никто не хочет. А значит, уже есть лоббисты, которые проталкивают нужные «самокатчикам» решения на самых разных уровнях, в том числе тормозят введение ограничений на фактически безлимитную эксплуатацию таких устройств. Конечно, в обществе потребность в подобных транспортных средствах есть – этому способствуют пробки в городах, удорожание топлива и автомобилей, безудержное расширение зон платных парковок при одновременном снижении реальных доходов россиян. Но есть социальный запрос и на достаточно жесткое регулирование сферы средств индивидуальной мобильности. Недавнее социологическое исследование, проведенное в 375 городах страны, показало: в поддержку законодательных ограничений высказалось 49% участников опроса, против – всего 23% респондентов. Большинство граждан страны желают знать, что, выйдя на пешую прогулку либо сев за руль, они не будут покалечены или подведены под уголовную статью безбашенными «самокатчиками», которым государство никак не может написать законы.

Обсудить