Маэстро, с юбилеем!

Подкаст 27 января 2021

О чем подкаст?

Итальянский автомобильный дизайнер Вальтер Мария Де Сильва по праву считается одним из лучших специалистов в своей области.  27 февраля ему исполняется семьдесят лет.

 

Родился будущий стилист в 1951 году на севере Италии в небольшом курортном городке Лекко, что на берегу озера Комо. Его отец был художником и архитек­тором, так что творческая атмосфера окружала Вальтера с самого детства. Мальчик с удовольствием рисовал, но главным объектом его рисунков были не прекрасные пейзажи, окружавшие родной город, а автомобили. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и всячески поощрял художественные увлечения сына…

Многие итальянцы небеспочвенно полагают: «Попал на Fiat – значит жизнь удалась»! Именно так случилось и с семейством де Сильва. Когда Валь­теру исполнилось 10 лет, отцу предло­жили место в арт-центре этой компа­нии. Семья переехала в Турин, и там пристрастие мальчика к машинам еще более окрепло.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

После школы Вальтер с благословения отца получил специальность техни­ка-конструктора и пошел работать. Разумеется, в Центр стиля Fiat. Расска­зывают, что в начале карьеры молодой человек изготавливал на станке лекала для кузовов, а в свободное время рисовал эскизы автомобилей – такие, какими он их себе представлял. Однаж­ды его рисунки (случайно или нет?) попали на глаза кому-то из руковод­ства Центра, и талантливого юношу перевели в дизайнерскую группу, где де Сильва участвовал в проектирова­нии интерьеров таких моделей, как Uno, Ducato, Ritmo.

Тем не менее в 1977 году молодой стилист решил расстаться с маркой и перешел в недавно созданную инжи­ниринговую фирму I.D.E.A., в числе заказчиков которой был и туринский концерн. Здесь он отлично поработал над проектами Fiat Tipo и Tempra, ставшими его пропуском в мир боль­шого автомобильного дизайна.

Но настоящим признанием явилось приглашение на пост шеф-дизайнера компании Alfa Romeo, которой Валь­тер де Сильва посвятил 13 лет. За это время появились модели «145», «146», «156», «166», «147», прототип Alfa Romeo Nuvola и ряд других проектов. Сам де Сильва считал, что работа на Alfa Romeo дала ему очень много, и позже говорил: «Свой опыт в Alfa Romeo я не забуду никогда». А неко­торые не без основания считают, что именно «147-я» стала лебединой пес­ ней де Сильва на Alfa Romeo. В 2001году эта машина была удостоена звания «Евро­пейский автомобиль года» и простояла на конвейере до 2010-го. Таким образом, на рубеже ХХ и ХХI столетий Вальтер де Сильва вошел в число самых уважаемых и перспективных автомобильных дизайне­ров Старого Света…

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

В 1990 году концерн Volkswagen стал пол­новластным хозяином испанского бренда Seat и менее чем за десять лет потратил значительные средства на то, чтобы сделать марку полноправным и высокодо­ходным членом своей группы. Дело шло на лад, но не так быстро, как хотелось бы. И тогда легендарный Фердинанд Пих предложил коренным образом поменять стиль бренда, пригласив на пост главного дизайнера итальянца Вальтера де Сильву.

Тот получил практически полную свободу действий и решил, что испанский бренд должен как можно больше соответ­ствовать национальному характеру: стать более выразительным, темпераментным и эмоциональным. Первым проявлени­ем «испанской эмоциональности» стал прототип Seat Salsa, дебютировавший в 2000 году и получивший положитель­ные отклики. За ним последовал концепт Tango, в 2002-м вышли Ibiza и Cordoba.

Сам де Сильва считал, что сумел успеш­но справиться с поставленной задачей,  что подтверждают и несколько других запущенных в производство моделей, проектирование которых он возглав­лял: Altea, Toledo, Leon. Руководство Volkswagen придерживалось того же мнения, и стилиста отправили на повы­шение. Должность главного дизайнера Audi Group, в состав которой также вхо­дили марки Seat и Lamborghini, оказалась достойной наградой. Но и дел прибави­лось – работа с Lamborghini и Audi требо­вала особого внимания.

И тут возникли трудности чисто кон­цептуального характера. Дело в том, что в итальянской школе дизайна преобла­дающее значение имеет именно стиль, в немецкой же, ярким представителем которой является Audi, на первом месте всегда стояли смелые инженерные решения и высокая технологичность. А поскольку Вальтер де Сильва как автомобильный дизайнер сложился в Италии, то ему было весьма непросто совместить обе концепции. Кроме того, на новом месте ему пришлось выполнять и обязанности менеджера, хотя он всегда считал себя человеком сугубо творче­ским и часто повторял: «Если вы назо­вете меня дизайн-менеджером, то очень сильно оскорбите. Дизайнер непременно должен уметь рисовать, а у менеджера совсем другие обязанности».

Де Сильве на практике пришлось учить­ся совмещать традиции итальянской и не­мецкой школ, что в итоге у него отлично получилось. Подтверждением служат успешные модели – Audi A3, A5, A6, Q7, R8, обновленная TT, и этот список можно продолжать. Все они вышли «очень немец­кими», но при этом в них бесспорно при­сутствует и чисто итальянское обаяние. В одном из своих интервью дизайнер пря­мо говорил о причинах такого явления: «В Audi ко мне относились с максималь­ным доверием, и в результате я спроекти­ровал для этого бренда 20 моделей».

Кроме того, де Сильва всегда имел свое видение развития мирового автомобиль­ного дизайна. Он считает, что националь­ные школы будут и дальше существовать, но продолжится их постепенное слияние. Чтобы стать настоящим дизайнером, необ­ходимо не только помнить об этапах исто­рии развития отрасли, но и понимать, что «изменения в дизайне связаны не столько с технологией, сколько с культурой».

В 2007 году Вальтера де Сильву жда­ло новое назначение. Он стал шеф- дизайнером Volkswagen Group, и его служебные обязанности существенно расширились. Теперь он отвечал за стиль семи марок – Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Seat, Skoda и Volkswagen. И каждый из брендов требовал своего подхода, поскольку имел собственную историю, стиль и почитателей, голосовав­ших за него своими кошельками.

Особое место среди работ де Сильвы занимало создание нового поколения Volkswagen Golf, по праву считавшегося од­ной из лучших моделей компании. Посколь­ку успех модели во многом являлся заслугой известных дизайнеров, таких как Джуджа­ро, спроектировавшего первое поколение, и Варкусса, отвечавшего за облик четвер­того, то ответственность, ложившаяся на де Сильву была колоссальной. Его команде пришлось создавать автомобиль, который при всей своей новизне сохранял бы основ­ные «родовые признаки».  хотя огромного коммерческого успеха, на который рассчитывало руковод­ство концерна, так и не добилась. Зато его же Volkswagen Up с лихвой оправдал все ожидания и выпускается в целом ряде стран по сей день.

Но куда больше шума наделал концепт-кар Lamborghini Egoista, представленный в 2013 году. Многие спрашивали маэстро, как ему удается с одинаковым успехом проектировать и суперкары, и городские микроли­тражки, причем иногда практически одновременно? Ответ он дал в своем интервью: «Я как ребенок – могу играть и с конструктором, и с солдатиками… Мне нравится играть и делать все элегантно, нравится рисовать, и я готов этим заниматься днями напролет».

ЧЕГО НИКТО НЕ ЖДАЛ

В 2015-м мир потряс скандал под назва­нием «Дизельгейт», «героем» которого стал концерн Volkswagen. Выяснилось, что специалисты фирмы аппаратными средствами существенно занижали показатели по количеству токсичных веществ в выхлопах дизельных мо­торов, тем самым нарушая законода­тельство. В результате большинство топ‑менеджеров фирмы подали в от­ставку. Ушел и де Сильва, хотя вряд ли он был причастен к делу.

Оставив Volkswagen, обладатель ряда самых престижных премий в области дизайна, включая Compasso d'Oro, решил организовать собственное дело, но занялся не автомобилями, а… обувью! Многие, кстати, полагали, что туфли от де Сильвы, пожалуй, еще более элегантны, чем его машины. Кроме того, маэстро спроектировал фотокамеру для Leica, какое-то время работал над проектами светильников. А потом, по слухам, все бросил и стал частным образом консультировать автомобильные компании. Вполне воз­можно, мы еще сможем оценить шедев­ры, созданные рукой этого мастера.

 

Обсудить