Мечты, которые пора забыть

Подкаст 25 января 2022

О чем подкаст?

Принятая Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года фактически перечеркнула многие из ценностей, которые из года в год гражданам страны едва ли не навязывали. Подобный разворот властей на 180 градусов для многих оказался шоком, ведь он станет чувствительным как для обычных автомобилистов, так и для всей автоиндустрии. Помните, десять лет назад, в 2012-м, когда в России было продано почти 3 млн новеньких машин, воодушевлению не было предела? Казалось, еще чуть-чуть, и мы утрем нос всем автомобильным грандам в Старом Свете. И представители правительства твердили, что нужно поднажать, что автопром – локомотив всей экономики, что надо изо всех сил развивать отрасль. Прежде всего, разумеется, за счет стимулирования спроса. При этом приводился тезис о низком уровне автомобилизации страны. Тогда машиной владел лишь каждый четвертый россиянин, в то время как на передовых рынках показатель был почти втрое выше. Именно в этом виделся ключевой резерв – дескать, желая жить так же хорошо, как немцы, французы и американцы, наши люди станут брать кредиты либо расходовать собственные средства, стремясь прикупить автомобиль. Считалось, что такой сценарий даст толчок развитию не только автопрома, но и смежных сфер – строительства дорог и инфраструктуры, дилерского бизнеса, нефтянки, банковского сектора и многого, многого другого. Однако не срослось. Более того, из года в год спрос падал, и теперь мы рады, если объем сбыта хотя бы превосходит половину от тех вожделенных трех миллионов. Да только и это не предел снижения продаж и производства. Причем основной причиной станет не Covid, не дефицит микрочипов, и даже не экономические санкции извне. Курс на «зажим» автомобилистов взяло правительство России, о чем и говорит принятая им Транспортная стратегия. В частности, речь в ней идет об установлении ограничений на использование транспортных средств низких экологических классов, притом что утверждается: на таковые приходится 59% отечественного парка. То есть численное большинство автовладельцев попросту не сможет въезжать в так называемые экологические зоны, коими вполне могут стать и целые города. И это следующий шаг за масштабным введением платных парковок, ростом налогов и цен на топливо, увеличением различных штрафов. Есть и другие меры, фактически направленные на дискриминацию индивидуальных автомобилистов. В их числе «организация скоростных режимов в соответствии с принципами выделенного доступа», «стимулирование совместного использования транспортных средств», «нормативно-правовая дифференциация условий использования личного автотранспорта». И, наконец, как вишенка на торте вывод: «Развитие общественного транспорта в крупных городах с одновременными ограничениями на использование личных автомобилей для сокращения негативного воздействия на окружающую среду является безальтернативным». Проще говоря, все – в сад! Ну, или по трамваям да маршруткам, и никаких собственных машин! Вот только личный автомобиль был, есть и будет символом (а заодно и инструментом) внутренней свободы, независимости. Владеющий им человек может в любой момент позволить себе бросить все и, например, отправиться в соседний город, в другой регион и даже в дальнюю страну. И мне не по душе, что в этом выборе меня стремятся ограничить, привязывая к общественному транспорту или самокатам, которые стратегия бодро продвигает. Подозреваю, что и большинству из вас.

Обсудить