Навязанные услуги покупателям авто – мошенничество?

Подкаст 22 апреля 2025

О чем подкаст?

Дилерам запретят навязывать допы, но на авторынке закон потребуется не скоро

Как мы все за последние годы устали от навязывания товаров и услуг дилерами! Антикор за две нормальные цены, шумоизоляция — за четыре, коврики в салон за 200 тыс. рублей. Это реальные жалобы водителей, которые в последние годы пытались купить машину.
Все началось на шестом — седьмом месяце пандемии COVID 19 в России. Сначала автосалоны стояли пустые, я неоднократно видел скучающих менеджеров, забирая новый автомобиль на тест. Потом, насидевшись взаперти, люди бросились скупать машины, как только закончился режим самоизоляции. Ажиотаж достиг огромных размеров и подогревался падением производства в отрасли, сокращением поставок микрочипов и другими факторами, прямо или косвенно связанными с COVID 19. Тогда же начался безудержный рост цен, и все гадали, когда же упадет спрос. Но он все не падал, а продавцы, пользуясь этим, полностью отключили совесть. Не все, конечно, лишь подавляющее большинство.
Автомобили все дорожали и дорожали, а журналисты и водители гадали, когда же это закончится. Однако потребительский ажиотаж растянулся на несколько долгих лет. Даже первое существенное повышение пошлин не заставило потребителей покупать меньше — напротив, в конце прошлого года спрос на автомобили даже подрос. Все эти годы властвовал рынок продавца.
Дилеры не сказать чтобы навсегда забыли о совести, рынок постепенно заставил их быть скромнее. Но буквально месяц назад мне позвонила однокурсница, чтобы проконсультироваться по поводу покупки новой машины. И рассказала, что без антикора ее не купить. Да и рядовые сотрудники дилерских центров в частных беседах не раз признавались, что допы — их основной заработок, поэтому без установленных в ДЦ опций машины просто не продают.
Наконец депутаты решили положить этому конец и приняли в окончательном виде закон, запрещающий продавцам навязывать потребителю товары, работы и услуги. Он касается многих сфер торговли, но нас, конечно, интересуют автомобили. Когда закон вступит в силу, покупатель сможет отказаться от всех допов, а если он уже за них заплатил, — вернуть себе переплаченные деньги. Если же допы устанавливаются с согласия покупателя, то ему придется подписать дополнительную бумагу о том, что они ему нужны и он готов за них платить.
Не знаю, как это будет работать и что помешает дилеру сделать антикор и шумоизоляцию на пришедшие машины, а потом продавать их, как и раньше, по схеме — или покупай как есть, или иди отсюда. Ведь они и раньше делали ровно так же. И покупатель, которому нужна машина, волей-неволей подпишет и дополнительную бумажку.
Дело в другом. В автомобильной сфере этот закон пригодится не скоро. Рынок покупателя подкрался аккурат в тот момент, когда был окончательно принят этот закон. Первой ласточкой стала продажа автомобилей на маркетплейсах, естественно, без допов. Теперь уже очевидно: дилерам сейчас плохо, покупателям — хорошо. Салоны стоят пустые, в марте продажи рухнули почти вдвое. Склады затоварены, покупателей нет, продавцов ждет один из самых сложных периодов в современной российской истории. Некоторые бренды уже начали, скрепя сердце, снижать цены. Несмотря на это, объем продаж в этом году может сократиться до 1 млн штук.
В таких условиях навязывать допы никто не станет, тут бы продать хоть что-то. Бренды покрепче будут пытаться сохранить свою долю на рынке, снижая цены и предлагая те же самые допы бесплатно, за счет своих ресурсов и доходов на других рынках. Слабые уйдут.
Но все равно хорошо, что закон принят. Ведь рынок покупателя тоже не вечен. Хотелось бы только, чтобы к этому моменту все детали отработали до мелочей. В частности, чтобы было решено, кто должен следить за поведением дилеров и кому на них жаловаться. И еще хотелось бы за время существования рынка покупателя провести операцию «Принуждение к честности». Очень часто бывает, что в рекламе обозначена одна цена на машину, по телефону подтверждают, да, именно такая цена действует. А когда водитель приезжает в салон, его ждет крайне неприятный сюрприз в виде наценки, исчисляющейся сотнями тысяч рублей. Сделайте с этим что-нибудь тоже, пожалуйста.
Сегодня много говорят о создании цивилизованного рынка в России. Но, как показывает практика, совесть и честь бизнесу можно привить только строгими законами. И давайте сделаем это прямо сейчас, чтобы у дилеров не было шансов снова стать бессовестными.

Обсудить