Никогда не разговариваете с незнакомцами

Подкаст 25 марта 2021

О чем подкаст?

Почему-то считается, что работа автомобильного журналиста – сплошной отдых: сегодня ты тестируешь автомобиль в Италии, завтра в Монголии, а послезавтра уже гуляешь по павильо- нам выставки в Женеве. На самом деле это все и так, и не так. Особенно когда речь идет о выставках. Ведь за один, максимум два дня ты должен обежать несколько огромных павильонов, изучить и сфотографировать десятки новинок, провести не одно интервью… И следом оформить собранную инфор- мацию в виде текста, чтобы как можно быстрее передать в редакцию. Честно говоря, иногда и перекусить некогда. Тем более что салоны бывают по- нятные (европейские, американские), когда информация доступна заранее, да и общаться на стенде можно на английском языке, а иногда даже и на русском. И есть выставки китайские, где часто и названия марок и моделей понять нельзя, а все пресс-релизы – в виде иероглифов. Крутись как хочешь, но сведения добывай! Одним из достаточно простых для меня стал автосалон в Женеве где-то в начале 2000-х. За первый день сделал пару кругов по залам, все увидел, все передал, пообщался с кем хотел, и даже неожиданно получил при- глашение на ужин с боссами General Motors, на тот момент – крупнейшего автопроизводителя планеты. Обычно на подобные мероприятия зовут лишь узкий круг журналистов, в тот раз нас из России оказалось двое. Меня посадили за столик с совершенно неиз- вестными людьми (не коллегами, судя по всему). Надо сказать, что английский у меня довольно слабый, но к середине ужина я все-таки разговорился со своим соседом – американцем. Кажется, его звали Пол. Мы вдруг нашли общую тему кроме автомобилей: оба служили когда-то в военно-морском флоте. Я в советском ВМФ, а он в своем Navy. В общем, под конец вечера хорошо общались, и тут он загадочно спросил, свободен ли я завтра утром? Поскольку свою обязательную программу я отработал, то согласился подойти в 8 часов на набережную Женев- ского озера к одному из отелей. …Прихожу туда и вижу небольшую группу солидных дяденек во главе с одним из вице-президентов GM. Тут и мой сосед по столику – как выяснилось, PR-директор всего концерна! Вот тебе и морячок… Нас загружают на пароходик, и целый час мы катаемся по озеру – пьем кофе, ведем вся- кие светские беседы. Лепота! Вот только напрягает уровень присутствующих: главы региональных отделений корпорации (в частности, GM Europe и того же уров- ня), директора компании по направлени- ям... Журналистов – человека три-четыре, причем уровень – Reuter, Bloomberg… И я со своим слабеньким английским. Тем временем пришвартовались в какой-то деревушке, и тут нам объяв- ляют: сюрприз! Сейчас поедем по очень интересному маршруту, вы можете вы- брать любой из автомобилей компании, представленных в Европе, – вот они выстроились на парковке.

Я, честно говоря, к такому готов не был. Во-первых, вчера вечером мы выпивали (хоть и в меру), а во-вторых, прав у меня с собой не было. Все это я попытался втол- ковать Полу, но тот только рассмеялся. «Что ты там вчера выпил, теперь уже все в порядке! А права в принципе у тебя ведь есть, так что ничего страшного, если что, посмотрят по базе». Объяснять амери- канцу, что в швейцарской базе моих прав точно нет, было бессмысленно. Поэтому сел я за руль Tahoe, перекрестился и – по- ехал. Если что, подумал, пусть американцы и отмазывают… Проехали буквально пару километров, как вдруг (о, ужас) вижу, что у дороги стоит столб, а на нем табличка – France. Мы за- езжаем, выходит, на территорию Франции, а у меня в паспорте только швейцарская виза! В те годы эта страна в Шенген еще не входила, и из Женевского аэропорта (он расположен на границе) было два разных выхода – во Францию и в Швейцарию. Понимаю – мне конец. Я желанная добыча любого полицейского: без прав, без визы, да еще и с легким запахом «после вчерашне- го»… И ждет меня французская тюрьма с по- следующей бесславной депортацией. Все это я попытался еще раз объяснить Полу на ближайшей остановке, но это был разговор слепого с одноногим. Он просто не пони- мал, зачем нужна виза в ту или иную страну Европы! В общем, я смирился и дальше ехал как на заклание. Примерно через час увидел наконец заветный столб с надписью Swiss, рядом с которым стояло несколько людей в форме. Меня ждут, сразу понял я, и сердце провалилось в пятки. Подъезжаю к условной границе – а они на меня ноль внимания. Вот оно ты какое, счастье! А дальше был обед в горах и приятная поездка в Лозанну. Там я с необыкновен- ным наслаждением сдал машину и решил погулять по городу, ведь до ужина остава- лась еще пара часов. Однако мой амери- канский друг остановил меня: «Куда ты? У нас еще круглый стол с руководством компании, и ты должен выступить с до- кладом о нынешнем состоянии и перспек- тивах развития российского авторынка. Ты вчера за ужином мне так интересно об этом рассказывал, и я уже пообещал коллегам, что у тебя есть на эту тему очень содержательный доклад». Вот это влип! Одно дело вещать о не- которых своих наблюдениях соседу по столу после двух бокалов сухого, и совсем другое – выступать с докладом перед бос- сами крупнейшего в мире автоконцерна! Без цифр под рукой (смартфонов тогда еще не было), с минимальным знанием английского… Но отступать, похоже, было некуда, так что пришлось мне тоже ставить ультиматум: «Сначала – в бар! Мне нужна двойная… Нет, тройная порция скотча, и только в таком случае я буду готов к докладу». И что же – выступил, минут пятнадцать рассказывал им про наш рынок, отвечал на вопросы… От ужаса даже вспомнил основные цифры и те сло- ва на английском, которые не знал вовсе. Например, mortgage – «ипотека». Словом, в тот день выжил. Но понял, что главное в этой жизни – никогда не заговаривать с незнакомцами. В том числе на выставках…

Обсудить