Новый оборот

Подкаст 25 февраля 2021

О чем подкаст?

Фигурное катание – спортивный жанр, который с советских времен не терял в России статус приоритетного, можно сказать, культового. Мало где еще его любят настолько страстно во всех проявлениях, от состязательного до разных ледовых шоу и «Ледникового периода». Однако утверждать, что в текущем веке отечест венная школа доминировала в фигурном катании, было бы большим преувеличением.

ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ

Доминирование, если брать два предыдущих десятилетия, – это лишь про три турнира. В середине позапрошлого десятилетия было два «взрыва»: на московском чемпионате мира в 2005 году и на Олимпиаде в Турине в 2006-м сборная России завоевала по три золотые награды из четырех, стоящих на кону. Потом «взрыв» случился лишь однажды, на Олимпиаде в Сочи. Но там разыгрывалось не четыре, как на чемпионатах мира, а пять комплектов наград (еще в командном турнире). На всех остальных важнейших состязаниях – ми- ровых первенствах, пхенчханской Олим- пиаде 2018 года – россиянам доставалось одно золото максимум. А то и вообще обходилось без него. И это практически неиз менно был тот случай, когда резуль- тат соответствовал раскладу: проигрыва- ли тем, кто в принципе сильнее. Но складывалось ощущение, что наступают времена, когда сборная России вот- вот обретет статус бесспорного флагмана, подкрепленный качеством медального набора. Подтверждением этому должен был стать прошлогодний чемпионат мира в Монреале, однако он, как и другие состязания, пал жертвой коронавируса. Впрочем, ситуация с точки зрения российского потенциала осталась почти прежней. Ну, с поправкой на некоторые драматичные нюансы, вызванные присущей этому сезону спецификой, «турбулентностью». И если говорить именно о борьбе за медали чемпионата мира, то прежде всего это относится к наиболее востребованному у публики его сегменту – соревнованиям в одиночном женском катании. Темой номер один в нем в «предкорона- вирусном» сезоне был рывок трех воспитанниц тренера Этери Тутберидзе, ранее в силу возраста выступавших в юниорах (переход во взрослые международные турниры допускается с 15 лет). Алена Косторная, Анна Щербакова и Александра Трусова с их космическим набором элементов, включающим четверные прыжки и тройной аксель, громили всех на этапах Гран- при. И козырей, позволяющих одолеть наших спортсменок, невозможно было разглядеть даже в микроскоп ни у кого из прежних лидеров – никто из них не обладал подобной «мужской» прыгучестью. Эти девушки сделали большой шаг вперед даже в сравнении с царившими до их появления другими замечательными ученицами Тутберидзе – Алиной Загитовой и Евгенией Медведевой. Но после окончания сезона мы вдруг с удивлением увидели, как Тутберидзе теряет двух из них. Сначала из Москвы в Санкт-Петербург, в группу Евгения Плющенко, перебралась Трусова, за ней – Косторная. Абсолютно объективно оценить, насколько эти переходы и часто мешающий юным фигуристкам период активного роста, наступающий как раз примерно в 16 лет, повлияли на россиянок и насколько успешна погоня за ними иностранок, сложно. Для такой оценки пригодились бы международные схватки. Однако серию Гран-при из соображений безопасности в 2020 году отменили. Вернее, превратили ее в серию внутренних турниров.

А предварительно можно сказать лишь о том, что российский прыжковый набор точно остался наиболее «продвинутым». Александра Трусова вообще довела свою коллекцию четверных до полной, освоив в дополнение к тулупу, лутцу, флипу, сальхову еще и риттбергер. К тревожным моментам можно было отнести три. Первый – нестабильность Трусовой, которая слишком часто срывала прыжки и на декабрьском чемпионате страны в Челябинске уступила как безупречной, несмотря на перенесенное воспаление легких, Щербаковой, так и Камиле Валиевой (эта воспитанница Тутберидзе – пока юниорка и на чемпионат мира не поедет). Второй – коронавирус, лишивший Косторную отечественного первенства и сорвавший ей важный этап подготовки. И третий – прогресс, видимо, основной соперницы россиян японки Рики Кихиры, которая во время пандемии освоила прыжок в четыре оборота и относительно стабильно исполняет тройной аксель, тоже стоящий чрезвычайно дорого. И все же российское преимущество никуда не делось, в худшем случае – чуть сократилось.

ПАРНЫЕ ШАНСЫ

Победа в женском одиночном катании – отнюдь не единственное, на что будет нацелена сборная России. Ренессанс парного катания – это тоже про нее. Причем ренессанс эффектный. Еще на излете 2019 года создалось ощущение, что в этой дисциплине превосходство у китайских дуэтов. Они заняли две верхние строчки в таблице финала Гран-при. Но ско- ро все изменилось. На чемпионате Европы весь пьедестал заняли российские «парники». Баллы по сумме двух программ серебряных и бронзовых призеров – Евгении Тарасовой с Владимиром Морозовым и Дарьи Павлюченко с Денисом Ходыкиным – примерно соответствовали лучшим китайским показателям сезона, баллы чемпионов – Александры Бойковой и Дмитрия Козловского, тоже вчерашних юниоров, возвышались над ними небоскребом на фоне панельной девятиэтажки. И новый сезон тренд вроде бы не сломал. Молодежь добавила в программы сложности. Ветераны – Тарасова и Морозов – брошенную перчатку подняли, тоже поработали над стилем и молодежь на чемпионате России обыграли. А информация из стран, где парное катание тоже в почете (Китая, Канады, США), не кричала о том, что эту мощную российскую волну кто-то подхватил. А еще на первенстве Европы случилось совсем уж экстраординарное событие. В танцах неуязвимые, эталонные французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон уступили – чуть-чуть, доли балла, но уступили россиянам Виктории Синицыной и Никите Кацалапову. И это тоже был намек на золото, светящее России в Монреале. Танцы ведь специфическая дисциплина в том смысле, что сложившуюся иерархию в них жутко трудно сломать, убедить судей, что твой стиль катания, твоя техника исполнения твизлов лучше, чем у тех, кто много лет считался эталоном. Зато если однажды убедил, то сам можешь надолго в эталон превратиться. Про Синицыну и Кацалапова всю первую половину сезона приходили сквер- ные новости: травмы, болезни, коронавирус, причем в тяжелой форме у партнерши. Чемпионат России они пропустили, как и в начале февраля Кубок «Первого канала» – полуофициальный турнир для ведущих фигуристов России. Хотя есть и хорошие новости: в тонусе Александра Степанова и Иван Букин, другой безумно элегантный и хорошо оснащенный технически отечественный дуэт, всегда бившийся на равных с Синицыной и Кацалаповым. Притом что Пападакис и Сизерон, несколько месяцев остававшиеся без соревновательной практики, тонус утратили и мировое первенство пропустят. Впрочем, это не значит, что золото россиянам просто плывет в руки. Американцы Мэдисон Чок с Эваном Бейтсом, поразившие мир в прошлом сезоне своим «змеиным» танцем, и некоторые другие пары очень неплохи. До победы россиянам фактически невозможно будет добраться разве что в мужском одиночном катании. Тут есть высоченная стена из двух уникумов – американца Натана Чена с его феноменальными четверными, которые он, кажется, разреши ему регламент, прыгал бы без остановки, и выдающегося японца Юдзуру Ханю, лучше остальных сочетающего сложность с артистизмом. Однако и в этой дисциплине, значившейся прежде среди отстающих, сборная России, похоже, способна преподнести сюрприз, пусть даже «бронзовый». Чемпионат страны показал: довольно опытный Михаил Коляда, переживший глубокий кризис, у которого совсем ничего не клеилось, перейдя от Валентины Чеботаревой к подготовившему целый отряд грандиозных одиночников и одиночниц тренеру Алексею Мишину, выкинул часть проблем на помойку. Теперь он похож на соответствующего, быть может, не высочайшим, но очень высоким стандартам фигуриста.

Обсудить