О прагматичной ностальгии

Подкаст 28 июля 2022

О чем подкаст?

Итоги недавнего опроса о возрождении советских брендов весьма неоднозначны. Напомним, 83% респондентов из разных уголков России поддержали возвращение на рынок, в частности, автомобилей «Волга», «Москвич», «Запорожец» (а также полузабытых марок холодильников, велосипедов, обуви, одежды), и лишь 12% высказались однозначно против. С одной стороны, это можно расценивать как проявление патриотизма, что в целом хорошо, консолидации общества на почве любви к родине много не бывает. С другой – как чисто потребительский настрой на укрепление отечественной экономики со всеми вытекающими обстоятельствами (стабильностью, ростом доходов населения, предотвращением дефицита). Но я предполагаю, что многими в основном движет желание вернуть на рынок качественные и надежные товары, способные служить по много-много лет, подчас даже целым поколениям. Как это и было в СССР.

На ум, например, приходит кухонный миксер, подаренный еще моей маме ее подругой после поездки в ГДР в 1980-х. Моя жена пользуется им и ныне, хотя я не один раз дарил ей куда более современные и навороченные агрегаты солидных европейских фирм. Но все они быстренько ломались, а вот прибору из времен социализма – хоть бы хны. Проблема в том, что уже полтора-два десятка лет мы видим четкий тренд на выпуск «одноразовых» продуктов, будь то обычная футболка, тостер или холодильник. Производители целенаправленно создают товары, способные служить только определенный (чаще всего небольшой) срок, подчас просто не подлежащие восстановлению в случае значительной поломки. Цель: клиент должен как можно быстрее отправиться не в мастерскую по починке, а сразу в магазин – за новыми продуктами. Или же в шоурум дилера, если мы говорим об автомобилях. Ведь и машины ныне становятся все более «ломучими» и слабо пригодными к ремонту, причем это случается чуть ли не сразу после того, как истекает гарантийный срок, – в вопросах «прогнозируемой надежности» конструкторы и впрямь достигли заоблачных высот. Впрочем, они выполняют те задачи, которые ставят боссы. Желая возродить старые отечественные бренды, жители России верят, что наши предприятия смогут вернуть товарам такие ключевые свойства, как качество и надежность (на это рассчитывают 84% респондентов), а также приемлемые цены (87% опрошенных). И я бы полностью разделил этот оптимизм, если бы не ряд моментов.

Во-первых, надо понимать, что эти ожидания во многом обусловлены банальной ностальгией и не всегда соответствуют реалиям. Хорошо помню, как свою первую машину – ЗАЗ-968М – я, начиная с некоторых пор, стал чуть ли не ежемесячно гонять на сервис, пока не продал за какие-то смешные деньги. Да и приобретенные позднее подержанные «Жигули» знакомому механику стали как родные. Во-вторых, в Советском Союзе был жуткий дефицит всего и вся, и именно поэтому люди чуть ли не десятилетиями пользовались приобретенными «по случаю» вещами, будь то польский плащ, югославские сапоги, магнитофон «Весна» или холодильник ЗИЛ. И все это, конечно, приходилось ремонтировать, поддерживать в рабочем состоянии. Позднее же, когда действительно появился выбор, мы стали позволять себе жить иначе, меняя гардероб по моде, а телевизоры и автомобили – с выходом новых поколений, что отнюдь не плохо.

В-третьих, за тридцать с лишним лет, прошедших после распада СССР, выросли новые поколения жителей страны, воспитанные уже на глобальных ценностях и подходе к делу. И именно они сейчас (будучи в расцвете сил, обладая новыми навыками и знания ми, излучая жесткий прагматизм) чаще всего возглавляют крупные компании и производства. Станут ли такие люди вдруг ломать себя, чтобы переориентироваться на неблизкие им ценности? Наконец, мои надежды подкосила новость, гласящая о том, что под маркой «Москвич» в столице начнут попросту собирать китайские машины, причем не самой популярной в нашей стране марки. Ну и какое это возвращение к традициям? Снова профанация? Впрочем, несмотря на сказанное выше, я все равно верю, что гражданам России по силам вывести экономику страны на куда более высокий уровень, начав производить в различных отраслях по-настоящему востребованные, качественные и разнообразные товары. В том числе возрождая собственные бренды. Почему бы нет?

Обсудить