О важности конкуренции

Подкаст 28 мая 2025

О чем подкаст?

Или как поступить, чтобы протекционизм не вызвал монополизм?

Шок и трепет — такую реакцию у участников рынка пассажирских перевозок вызвало принятие поправок к Закону о такси, которые с весны следующего года должны будут иметь право обновлять свой автопарк только высоколокализованными моделями

Буква закона составлена таким образом, что основным выгодоприобретателем от его принятия станет АВТОВАЗ, который со следующего года может получить существенную прибавку к своим продажам в 40–50 тыс. авто в год, что составит порядка 10% от его ежегодных продаж.
Опасность в том, что на рынке такси появился призрак нового монополизма, который, увы, хорошо знаком отрасли. Прежде всего это агрегатор «Яндекс.Такси», который путем слияний и поглощений, а также попахивающих демпингом приемам сумел занять монопольное положение на рынке услуг такси в России, обслуживая, например, в Москве и других крупных регионах свыше 90% всех заказов.
Но мы хорошо помним, как в былые времена, когда «Яндекс» только отвоевывал свои позиции, цены на такси очень радовали кошелек. Тогда стоимость на короткие поездки могла исчисляться минимальными одной — полутора сотней рублей. Сейчас же цена в одну — полторы тысячи на поездку в такси уже почти норма.
Да, все кругом дорожает, в том числе машины, запчасти, топливо, работы по техобслуживанию. Но все же средняя стоимость нового легкового автомобиля в России по итогам прошлого года, по данным «Автостата», достигла 3,12 млн рублей. В 2019 году она составляла 1,57 млн и, таким образом, за последние пять лет выросла вдвое. А цена поездок на такси подскочила чуть ли не в десять раз. Таксисты постоянно жалуются на непрозрачные алгоритмы формирования цен, а также на завышенные комиссии со стороны «Яндекса», но антимонопольные органы регулятора лишь грозят отечественному хай-тек-гиганту пальцем, не предпринимая реальных мер.
Монополизм — это всегда плохо для бизнеса и потребителя, при его распространении риск получения некачественных услуг по завышенным ценам серьезно повышается. Вот и в сфере такси новые стандарты использования узкого ассортимента машин могут поставить цивилизованные сервисы по перевозке пассажиров на грань исчезновения, когда вызываемое такси придется ждать дольше, поездки станут некомфортными (и, не дай бог, небезопасными), а также дорогими.
По словам таксистов, широкое потребление продукции российского автопрома невыгодно при интенсивной эксплуатации, машины часто ломаются и не в состоянии обеспечить топовые уровни комфорта перевозок, скажем, в тарифах «Бизнес» и тем более «Люкс». Представители российских автопредприятий обещают пойти навстречу пожеланиям таксистов и создавать для них автомобили с усиленными подвесками и другими элементами конструкции, выдерживающими большие интенсивные пробеги. Остается надеяться, что это обещание будет выполнено и новые протекционистские меры не станут лишь поводом для повышения цен на LADA. И также наряду с машинами из Тольятти на дорогах появится много «автомобилей с шашечками» от других брендов, производство которых развивается на российской территории.

Обсудить