От трактора до суперкара

Подкаст 25 марта 2021

О чем подкаст?

Родители будущего бизнес­мена – Антонио и Эвели­на Ламборгини – жили в провинции Феррара, в деревеньке Ренаццо, и занимались выращива­нием винограда. Через пару дней после рождения ребенка его окрестили в местной католической церкви, дав имя Ферруччо, в основе которого лежало латинское слово ferrum – «железо». И как в воду гля­дели: мальчика с детства привлекали различные механизмы, да и характер у него был прямо-таки несгибаемый.

Когда сын немного подрос, отец устроил для него мастерскую. Там юноша часами предавался любимо­му занятию – разбирал и собирал тракторы, ремонтировал инвентарь и даже, как гласит предание, отливал заготовки деталей для различных машин. Но коньком Ламборгини- младшего были автомобили – с ними он мог возиться сутками напролет, забывая про еду и сон.

После школы Ферруччо поступил в технический институт «Фрателли Таддиа», что неподалеку от Болоньи, а в 1940 году его призвали на службу в итальянские Королевские военно- воздушные силы. Служил он механи­ком на острове Родос, а когда в 1945-м остров заняли британские войска, попал в плен.

НОВЫЕ НАДЕЖДЫ

Домой Ламборгини вернулся только в начале 1946-го, женился, купил гараж в городке Пьеве-ди-Ченто. За годы войны в стране накопилось огромное количество техники, требовавшей ре­монта, и потому его предприятие было постоянно загружено работой. Однако молодой человек не забывал и о своем хобби – он приобрел подержанный Fiat Topolino и начал готовить его к участию в знаменитой гонке Mille Miglia. В 1947-м у Ламборгини родился сын, которого назвали Тонино, но вскоре произошло несчастье: жена Ферруччо скончалась.

Тем не менее жизнь продолжалась, и в 1948 году Ламборгини вывел свой Topolino на старт в Mille Miglia. Правда, финишировать ему не удалось, пройдя около 680 миль, гонщик не справился с управлением и врезался в дом на обочине трассы. Потерпев не­удачу в спорте, Ламборгини попытался преуспеть в бизнесе. Сельское хозяй­ство Италии восстанавливалось после войны, и отрасли требовалось большое количество техники. Тогда-то по просьбе отца Ферруччо и построил свой первый трактор, использовав в конструкции 6-цилиндровый бензиновый двигатель от грузовика Morris. Машину назвали Carioca.

И хотя трактор получился действи­тельно хорошим, было одно но: бензина в стране катастрофически не хватало. Учи­тывая это, Ламборгини модифицировал двигатель – заводился мотор на бензине, а работать мог и на дизтопливе. Новинка оказалась весьма кстати, и в 1948 году родилась фирма Lamborghini Trattori. За несколько следующих лет объем ее произ­водства увеличился с 50 до 200 тракторов в год и продолжал расти, а к началу 1960-х предприятие стало крупнейшим в стране производителем тракторной техники. Ламборгини знали еще и как обладателя ряда патентов на узлы и агрегаты для тракторов. Он также основал несколько фирм, выпускавших масляные обогрева­тели, кондиционеры и гидравлическое оборудование. Кстати, серьезным увле­чением для Ферруччо являлась коррида, поэтому эмблемой его автомобильной марки стал разъяренный бык, а суперкары Lamborghini получали имена животных, отличившихся на арене.

Некоторым мужчинам юношеские меч­ты не дают покоя всю жизнь, и в случае  Ламборгини это было именно так. Он оставался почитателем быстрых, мощ­ных и элегантных автомобилей. Теперь он вполне мог позволить себе такие «игрушки», в его гараже стояли модели ведущих мировых автопроизводителей. Когда в начале 1960-х в моду вошли Ferrari, Ламборгини купил себе модель 250 GT. Она ему так понравилась, что в одном из интервью он признался: «После того как я купил свой первый Ferrari, остальные ав­томобили моего гаража… перестали меня интересовать».

Тем не менее, будучи перфекционистом, Ламборгини посчитал, что сцепление на его Ferrari далеко не самое лучшее, и высказал эти соображения лично Энцо Феррари. Тот был человеком высокомер­ным и посоветовал Ферруччо «заниматься тракторами и не лезть не в свое дело». Так, во всяком случае, понял его сам Лам­боргини. Обидевшись, он решил поста­вить на место зарвавшегося коллегу.

ВЫ НЕПРАВЫ, СИНЬОР ФЕРРАРИ

Весной 1963 года, желая показать, ка­ким должен быть настоящий суперкар, Ламборгини в городке Сан-Агато под Болоньей создал компанию Automobili Lamborghini S.p.A. А чтобы месть была слаще, взял на работу ключевых специалистов из фирмы своего обидчика – инже­неров Джотто Биццаррини и Джампаоло Даллару, дизайнера Паоло Станцани и во­дителя-испытателя Боба Уоллеса. Задача перед ними была сложнейшая: создать машину того же класса, но лучше, чем у Феррари.

В октябре того же года на Туринском автосалоне компания показала свое первое детище – Lamborghini 350 Gran Turismo Veloce. Правда, конструкция была еще сырой, для ее доводки требовалось время. Зато, когда на следующий год в Же­неве модель предстала перед публикой во всей своей красе, ее оценили по досто­инству. Но стоять на месте Ламборгини не собирался, его инженеры постоянно совершенствовали продукцию фирмы. По­являлись новые модели, для разработки которых привлекали лучших дизайнеров своего времени – Нуччо Бертоне, Джор­жетто Джуджаро, Марчелло Гандини.

Их стараниями в 1966 году была создана Lamborghini Miura, за которой после­довали не менее успешные модели. Все Lamborghini собирались вручную и про­давались за баснословные по тем време­нам деньги. Но клиентам автомобили нравились, и они готовы были платить за эксклюзивные суперкары. Да и сам пред­приниматель был в восторге оттого, что выпускает именно такие автомобили. В од­ном из интервью он заявил: «Будь у меня конфетная фабрика и приноси она мне по миллиону в день, я бы все равно не стал за­ниматься этим производством, так как оно не приносило бы мне удовольствия».

За что еще почитали марку, так это за отзывчивость по отношению к клиентам. Сам Ламборгини говорил, что, если авто­мобиль клиента сломался, тому достаточно позвонить на фирму, и так скоро, как это возможно, в названное место прибудет механик с запчастями, произведет ремонт и извинится перед владельцем. И все – за счет компании. Ферруччо полагал, что вла­делец не раз расскажет об этом случае, что станет лучшей рекламой для его фирмы. Вместе с тем Ламборгини принципиально не выставлял свои машины на соревнова­ния, подчеркивая этим отличие от других производителей, прежде всего от Ферра­ри, который просто бредил гонками.

В итоге всего за несколько лет Лам­боргини совершил немыслимое – соз­дал новый бренд и завоевал ведущие позиции в очень узком сегменте рынка, потеснив серьезнейших со­перников. Можно предположить, что Феррари, терявший прибыль из-за появления нового соперника, не раз пожалел о сказанных когда-то сгоряча словах…

ВСЕ ЕСТЬ, ЧТО ДАЛЬШЕ?

Однако, добившись желаемого, синьор Ламборгини внезапно продал свой автомобильный бизнес. О причинах столь неординарного поступка можно только догадываться. Говорили: дока­зав Феррари, что умеет делать автомо­били не хуже, а то и лучше, предпри­ниматель потерял интерес к этой теме. Но наиболее вероятной считается другая версия: разразившийся в на­чале 1970-х кризис больно ударил по основному бизнесу – тракторной ком­пании, из-за чего автопроизводство пришлось продать. В 1972 году 51% ак­ций Lamborghini купил швейцарский бизнесмен Жорж-Анри Россетти, а оставшиеся вскоре приобрел другой предприниматель – Рене Лаймер.

Что касается личной жизни, то Лам­боргини был женат трижды. Его вто­рой женой стала Анна Боргатти, но брак распался и он женился в третий раз на Марии Терезии Кейн. В 58 лет Ламборгини стал отцом, дочь назвали Патрицией. Семья жила в поместье «Ла Фиорита» в Умбрии. Там Ферруч­чо занимался производством элитных вин, охотился и играл в гольф на поле, которое, между прочим, сам и спроектировал.

Из жизни Ферруччо Ламборгини ушел 20 февраля 1993-го. Его винодель­ню унаследовала дочь, сын в 1995 году открыл музей, посвященный памяти отца. А компания Lamborghini, преодо­лев на своем пути немало трудностей, продолжает радовать любителей экс­клюзивных машин во всем мире.

Обсудить