Парадоксы роскоши

Подкаст 21 апреля 2021

О чем подкаст?

Вы вправду думаете, что наша жизнь из-за каких-то санкций, кризисов и пандемии стала хуже? Ошибаетесь! Напротив, год от года все больше россиян, к примеру, становятся обладателями очень дорогих машин. Из тех, что подпадают под так называемый налог на роскошь. Не верите? Тогда взгляните на новый перечень таких автомобилей, опу- бликованный недавно Минпромторгом. Если в 2014 году, когда подобный список только появился, в него входило 187 модификаций, в основном «машины мечты» – всякие там представительские лимузины или суперкары, то к нынешнему дню их чис ло выросло почти в семь с половиной раз – до 1387. Теперь чиновники к шикар- ным «тачкам» относят некоторые комплектации моделей от таких компаний, как, например, Volkswagen, Citroen, Peugeot, Ford, Skoda, Toyota, Nissan, Kia... Они вста- ли в один ряд с Bentley, Ferrari, Rolls-Royce, Maserati. А значит, тот, кто ездит на автомобиле бренда, который во все времена принято было считать «народным», отныне может с чистой совестью сказать, что у него воз- ле подъезда гниет под дождем и снегом вовсе не какая-то «массовка», а самый насто- ящий «премиум». Или даже «люкс». Ведь министерство это официально подтверди- ло. И нечего тут ныть насчет того, что сбыт новых автомобилей в стране падает (за первый квартал он уменьшился почти на 3%), что рынок съеживается в связи с тем, что чуть ли не ежеквартально из-за плохого спроса его покидают все новые и новые модели или даже марки, что уровень реальных доходов населения снижается. Чушь все это! Если чиновники, которым доверяет высшая власть, считают, что благосо- стояние народа возрастает, значит, так оно и есть. Тем более что и традиции подоб- ных взглядов в нашей стране давние – товарищ Сталин еще во времена продуктовых карточек говаривал, что «жить стало лучше, жить стало веселее». Если же серьезно, то проблема в том, что этот самый Минпромторг как в 2014-м установил цену, с которой исчисляется налог на роскошь (от 3 млн рублей), так это- го уровня и держится. И глубоко плевать на то, что за семь лет курс доллара взлетел более чем вдвое – с 35 до 76 рублей, что аккурат на те же годы приходится непре- рывный шквал всевозможных санкций, заметно подкосивших нашу экономику, что россиян колбасят кризисы, усугубленные еще и ситуацией с коронавирусом, что роз- ничные цены только на продукты за это время выросли почти на 75%. Что, наконец, совокупным результатом всех подобных факторов стал мощный скачок цен и на ав- томобили. Однако министерство – ни на шаг! Вместо разумной и логичной гибкости, кото- рая должна учитывать реалии, оно демонстрирует якобы стабильность. Дескать, все у нас, господа, прекрасно. А то, что даже товары от бюджетных марок становятся вдруг предметами роскоши, так это означает, что вы стали жить очень хорошо и мо- жете себе позволить отдавать в казну побольше, – надо же делиться с государством. Впрочем, очевидно, что как раз вот в этом – в стремлении собрать со своих граж- дан больше денег, дабы подлатать все расширяющиеся дыры в госбюджете, и состо- ит смысл таких действий. Или, наоборот, бездействия, если идет речь о давно на- зревшей индексации пороговых цен для определения повышенных налогов. Но если в том же духе продолжать и дальше, то через год-другой, глядишь, в «буржуи» и пла- тельщики «роскошного» налога попадут и те, в чьей собственности числится, ска- жем, Renault Logan, Hyundai Solaris или любая Lada. Всякий автомобиль в принципе станет роскошью. Неужели этого хочет государство?

Обсудить