Почему машины такие... дешевые

Подкаст 28 июня 2023

О чем подкаст?

СВОЮ НЫНЕШНЮЮ SUBARU ОДИН ИЗ СОТРУДНИКОВ MOTORPAGE ПОКУПАЛ НОВОЙ В 2009 ГОДУ ЗА 900 ТЫС. РУБЛЕЙ. ДА, СО СКИДКАМИ И В САМОЙ ПРОСТОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ, НО ПРИ ЭТОМ – ФИРМЕННЫЙ ПОЛНЫЙ ПРИВОД, ИЗВЕСТНЫЙ ЯПОНСКИЙ БРЕНД.

Cколько 10–15 лет назад стоил полноприводный кроссовер? Пре миальный — от полутора миллионов. И для тех, кто это помнит, сегодняшний средний «китаец» на моноприводе за 2,4 млн это шок и нонсенс. Но давайте разбираться. Для начала посмотрим, сколько этот «китаец» стоит у себя на родине. В пересчете на наши деньги — примерно 1,1 млн рублей. Причем уже с заводской наценкой. А без нее, оптом, как проговорился знакомый дилер, — 800 тыс. рублей максимум. То есть изначально наш китайский SUV — доступный недорогой автомобиль. В Китае. Но когда его везут в Россию, начинается урок арифметики в средней школе, задачка на сложение. Плюсуем к первоначальной цене: таможенный сбор, пошлину, акциз, утилизационный сбор. Получается более 500 тыс. рублей. Юрлицо заплатит за растаможку еще больше, 608 476,00 рублей. Не забываем про НДС, это 20 % стоимости. А еще накладные расходы по транспортировке машины из Китая, это 3–4 %. А дилерские проценты… Хотя изначально это была недорогая, доступная машина. Тем, кто сейчас готов, как в известном анекдоте, закричать «ужасужас!» и заклеймить грабительскую растаможку, могу напомнить примеры других стран. В Израиле налог на покупку машины составляет примерно 92 % ее стоимости плюс 18 % НДС. Или вот Дания, там платят налог на регистрацию автомобиля при его покупке. Если машина стоит до 79 тыс. датских крон (на н аши деньги это около 940 тыс. рублей), — 105 %. За машину дороже 79 тыс. — 180 % ее стоимости. Почти три цены, как вам такое? Так что у нас, как все в том же анекдоте, да, ужас. Но не «ужас-ужас!». Вообще, давайте вспомним, когда мы привыкли, что средний кроссовер стоит 1,5 млн? Году этак в 2010– 2012-м и никак не позже 2014-го.

Тогда один доллар стоил плюс-минус тридцать рублей. И 1,5 млн в пересчете на доллары превращались в 50 тыс. За 2,4 млн рублей, которые сегодня просят за переднеприводного «китайца», можно было взять уже премиум-класс, потому что это 80 тыс. долларов. Но, ведь если сейчас разделить 2,4 млн на нынешние плюс-минус 80 рублей за доллар, мы получим 30 тыс. Тридцать, а не пятьдесят! Выходит, в долларах машины за те 10–12 лет, которые прошли с тех пор, не только не подорожали, но даже подешевели? И обратите внимание, сейчас мы получаем «больше автомобиля» за те же деньги. Количество систем безопасности, функций мультимедиа и прочего в современных машинах по сравнению с прежними увеличилось кратно. Такой объем дополнительных систем, как сегодня у обычного «китайца», раньше был недо ступен никому или в лучшем случае доступен премиальным машинам. К тому же нынешние даже массовые автомобили — гораздо более высокотехнологичные. Та же Subaru, купленная сотрудником MotorPage за 30 тыс. долларов (2,4 млн рублей в нынешних ценах), была самой простой, с атмосферным двигателем и механической коробкой. Машины с турбированными моторами были вершиной линейки и стоили уже по 40 тыс. и больше. Однако теперь турбина в моторе есть почти у каждого «китайца». В пересчете на сложность машины подешевели. Особенно если учесть инфляцию доллара, который дешевле, чем 10–12 лет назад. Даже в долларах за нашего «китайца» сегодня мы платим меньше, чем платили бы 10 лет назад за его тогдашний аналог! У нас на самом деле не дорогие автомобили, а дешевые. И будут еще дешевле, считает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. В недавнем интервью радио Sputnik он спрогнозировал, что, когда российский рынок полностью насытится китайскими автомобилями, между их производителями начнется конкуренция. И минимум через полгода-год произойдет корректировка цен на 5–10%. А вот почему нам при этом становится все труднее их купить — это совсем другая тема.

Обсудить