Пособие по внедрению технологий на российских просторах

Подкаст 22 апреля 2025

О чем подкаст?

Возрождаемое во Владимире тракторное производство может стать хорошим примером трансфера технологий для автомобильной промышленности

Рожденные в СССР должны хорошо помнить поднимающие столбы пыли на полях легендарные трактора из Владимира. Владимирский тракторный завод начал работу в 1945 году и в 1980‑х поставлял машины по всему СССР и в 60 стран мира, выпустив в общей сложности более миллиона единиц техники. Однако это предприятие, с трудом пережившее 1990‑е и 2000‑е, в 2018 году было закрыто.
Сейчас выпуск тракторной техники во Владимире переживает второе рождение — уже в этом году на новом предприятии с конвейера сойдет первая продукция. По итогам 2025 года планируется произвести 500 тракторов, а в последующие годы выйти на уровень 3,5 тыс. в год. Стартовые инвестиции в проект составляют 4,5 млрд рублей, его продукция будет целиться в существенную рыночную нишу средних тракторов мощностью до 260 л.с. (более крупные активно производят такие российские предприятия, как «Ростсельмаш», Петербургский тракторный завод).
Партнером нового завода выступает крупный китайский производитель тракторов AgroApollo, и поначалу во Владимире наладят выпуск точной копии этой техники из Поднебесной. Но со временем будет взят курс на локализацию: новое руководство владимирского завода, подписавшее с Минпромторгом специнвестконтракт (СПИК), заявляет, что в будущем 81% деталей продукции составят российские комплектующие. Например, во Владимире наладят самостоятельное производство кабин, мостов и трансмиссий. На заводе будут внедряться такие сложные технологические переделы, как лазерный раскрой, гибка, сварка, механическая обработка, окраска и другие операции.
А теперь о самом интересном. Откуда возрожденный Владимирский тракторный завод возьмет технологии для выпуска своей продукции? В ответ на этот вопрос представители предприятия официально объявили, что все необходимые чертежи и конструкторскую документацию российскому предприятию передает китайская сторона. В результате достигнутого соглашения компании из КНР предоставляется право на выкуп в будущем доли в 25% владимирского предприятия. Увы, российские инженеры серьезно отстали в разработках средних тракторов, а в китайской компании в сфере НИОКР многие годы трудятся несколько тысяч инженеров. И их наработки передаются за возможность участия в бизнесе российского партнера.
Почему китайцы решились на такое? Видимо, они согласились на условия сделки, просчитав перспективы российского тракторного рынка. Ведь РФ — один из ведущих мировых производителей сельскохозяйственной продукции, потенциал продаж сельхозтехники здесь огромный. И стать партнером подобного проекта для китайцев сулит большую выгоду. Таким образом, российская сторона настояла на полной передаче ей всех технологий. И в будущем, если между партнерами произойдет разлад, владимирцы смогут вполне успешно развиваться независимо.
Данный тракторный кейс может служить хорошим примером для развития автомобильной промышленности в нашей стране. Для российской стороны очень выгодна схема, по которой китайские автомобильные компании по примеру своих тракторных коллег станут передавать технологии российским партнерам — например, в обмен на право дальнейшего участия в бизнесе. Собственно, по такому сценарию в свое время и развивался китайский автопром. Потенциал продаж автомобилей в РФ ничуть не меньше, чем тракторной техники. Поэтому российской стороне есть смысл настаивать на получении из уже технологичного Китая не только готовой продукции, но и инжиниринга.
Понятно, что такое «приземление» технологий откроет новые возможности перед отечественной автомобильной индустрией. Нас лично этот пример очень вдохновляет, в будущем мы будем стараться следить за подобными событиями. Хотя известный промышленный дизайнер и футуролог Владимир Пирожков говорит о том, что в скором будущем традиционные наземные автомобили отправятся в музеи, а личные транспортные средства, оторвавшись от земной поверхности, массово начнут передвигаться по воздуху. Обязательно прочитайте интервью на эту тему в номере нашего журнала, который вы держите в руках.

Обсудить