Пристегните ремни

Подкаст 23 июня 2021

О чем подкаст?

АЭРОСТАТ

Как только его ни называют: монгольфьер, шарльер, розьер. Формально это разные виды воздушных шаров, но различает их только наполненность – водород, водяной и светильный газ или нагретый воздух. Все шары работают по одному принципу: огромная надувная оболочка и прицепная корзина, движимые силой ветра. С помощью пропановой горелки «внутренность» шара нагревают, а поскольку нагретый газ или разреженный воздух легче холодного, устройство взлетает – чистая физика. Чтобы начать снижение, нужно выпустить часть горячего воздуха из шара с помощью специального шнура. Воздушный шар придумали в 1783 году во Франции два брата – Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье. Их первыми пассажирами стали петух, баран и утка. Полет длился около восьми минут, в течение которых животные успели преодолеть примерно 3 км. В какой-то момент сфера надорвалась, и шар плавно спустился на землю. Пострадал только петух: баран отдавил ему ногу. Спустя два месяца в небо отправились люди. Звание первых в мире аэронавтов принадлежит Пилатру де Розье и Франсуа д’Арланду, которые преодолели расстояние в 8 км. Сегодня полетать на воздушном шаре может любой, кто готов за это заплатить. Но кроме развлечений их используют в благих целях. Например, запускают, чтобы брать пробы воздуха для исследований. А в Пуэрто-Рико и на Американских Виргинских островах после урагана «Мария» аэростаты стали точками раздачи мобильной сети LTE: перемещаясь по региону, они обеспечивали людям возможность написать близким.

ПАРАПЛАН

 «Парашют планирующий» легко помещается в небольшой сумке. Хотя в конструкции параплана нет ничего, кроме мягкого крыла и пары креплений, на нем возможно преодолевать большие расстояния на высоте тысячи метров. Секрет в самом устройстве: крыло сшивают из двух полотен синтетической ткани сзади и по бокам, а спереди остается щель, перекрытая нервюрами (перегородками). Через них образуются воздухозаборники, которые принимают поток воздуха, создающий повышенное давление в крыле, так оно становится жестким и держит форму. Чаще всего парапланеристы стартуют с высоких точек – холмов или гор. Главное – прыгать против ветра, чтобы восходящий поток помог взлететь. Если ветер спокойный, параплан просто балансирует, постепенно опускаясь. Чтобы подняться выше, нужно поймать восходящие воздушные потоки. Создателем параплана американцы считают инженера Дэвида Бериша, который делал парашюты для NASA в 1960-х. А европейцы отдают лавры изобретателя Пьеру Лемуаню – он примерно в то же время предложил сделать в куполе парашюта горизонтальные щели, чтобы положение пилота получилось горизонтальным, а устройством можно было управлять.

 ПАРУСНИК

Тысячи лет назад благодаря парусным судам люди открывали новые земли и налаживали торговлю между странами. Тогда парусники ходили медленно, но после сотен лет модернизации они способны двигаться быстрее ветра и даже идти против него. Паруса шьют из синтетической материи, которая крепится к рангоуту – системе мачт, реев и гафелей. Если на судне прямой парус, то сила ветра просто давит на него, заставляя двигаться вперед. Если установлен косой парус, как на многих современных яхтах, он работает как крыло самолета, создавая подъемную силу, направленную вперед. Парусники способны ходить практически против ветра, если он дует спереди и немного под углом, – моряки называют это острым курсом, или бейдвиндом. XXI век предлагает автоматизацию любого процесса, и парусные суда не исключение. В 2018 году парусник-робот Sailbuoy SB Met, построенный норвежской компанией Offshore Sensing AS, за два с половиной месяца пересек Атлантику.

ВИНГСЬЮТ

Человек в костюме белки-летяги прыгает с Эйфелевой башни, разбиваясь насмерть. Вот так трагично началась история вингсьюта, когда француз Франц Райхельт в 1912 году решился проверить свой экспериментальный летательный аппарат. После его неудачи изобретатели со всего мира пытались создать безопасный летающий костюм, и в результате этой гонки погибло около 80 человек. Но в 1996-м француз Патрик де Гайардон создал прототип вингсьюта с тремя двухслойными крыльями, надуваемыми за счет входящего потока воздуха. Тестируя устройство, он прыгал в нем из самолета, спускался на несколько километров и забирался обратно в самолет. В 2015 году Международная авиационная федерация признала вингсьют-пилотирование видом воздушного спорта. Вингсьют – тканевый костюм из парашютного материала, напоминающий нечто среднее между крыльями птицы, летучей мыши и белки-летяги. Человек в нем действительно летит как птица – в горизонтальном положении движется вперед. Как и в случае с парапланом, крылья надуваются с помощью восходящих воздушных потоков через воздухозаборники, что создает подъемную силу. Храбрецы, выбравшие вингсьют, не останавливаются на простых прыжках и ставят рекорды. В 2004 году вингсьютеры пересекли пролив Босфор, а в 2008-м – Гибралтар. В 2017 году двое французских «белок-летяг» (видимо, у французов генетическая предрасположенность к этому виду спорта) пролетели несколько километров, а потом на полном ходу попали в движущийся рядом самолет. Но эффектнее всего смотрятся полеты в стиле «стая», когда люди летают группами (максимальная включала в себя 61 человека).

ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ

Да! И речь не о вымышленном дедушке из мультфильма «Вверх!», а о реальных людях, покоряющих небо на воздушных шариках. При должном знании физики вычислить подъемную силу шаров, учитывая свойства гелия, вес материала и плотность воздуха на разных высотах, несложно. Другое дело, обладая 90-килограммовым телом, решиться на подобный риск. Самая нелепая, но смелая попытка принадлежит Ларри Уолтерсу. Им двигала детская мечта – всю жизнь он хотел летать, однако в Военно-воздушные силы США его не взяли. Ларри стал водителем фуры, но мечту не забыл. И в 1982 году взмыл ввысь, привязав к дачному креслу 45 больших воздушных шаров, наполненных гелием. С собой он взял самое ценное: пиво, бутерброды, рацию и пневматическое ружье для отстрела шаров. Сидя в кресле, он поднялся на высоту 4800 м, хотя изначально рассчитывал на 10–20 м. На такой высоте стрелять по шарам было опасно, и оставалось ждать спасения. Оно пришло спустя несколько часов в виде двух пилотов самолета, сообщивших экстренным службам о присутствии человека в небе. Ларри приземлился без происшествий. Рекордсменом он не стал, поскольку не имел с собой сертифицированного высотомера, зато получил прозвище «Ларри – Дачное кресло», Премию Дарвина 1982 года и… штраф в 4 тыс. долларов. А вот россиянин Виталий Куликов, выпускник физфака МГУ, подошел к делу ответственно и для строительства «неболета» провел множество расчетов. В 2004 году он совершил два взлета. Первый состоялся в сентябре, когда с помощью 360 шаров он поднялся на высоту 400 м и пролетел 8,5 км. В ноябре того же года Виталий нанял команду для накачивания шаров – на связку из 800–900 штук понадобилось 15 человек и 53 баллона с гелием. Диаметр каждого шара достигал 120 см. Виталий стартовал со скоростью 7 м/с и, согласно высотомеру, взлетел до 5724 м, после чего началось самопроизвольное снижение. Смельчак провел в воздухе несколько часов, пролетев 64 км.

Обсудить