Роскошь нового времени – что поменялось в потребительских предпочтениях?

Подкаст 22 апреля 2025

О чем подкаст?

В наши дни на горизонте появляется новый вызов для автопроизводителей, особенно при создании автомобилей класса люкс. Основная задача состоит в том, чтобы постараться сохранить роскошь в современном мире, где понятие «эксклюзивная вещь» стало более глубоким и переосмысленным, чем раньше

В конце XIX века, когда еще ездили в конных экипажах и на телегах, любой самоходный экипаж считался роскошью в большинстве частей света. Пока не пришел Генри Форд. А в СССР так считали до 1970‑х годов. Потом ВАЗ начал делать «Жигули» и навсегда изменил представление о том, что автомобилем могут владеть только избранные слои социалистического общества.
А если мы перенесемся в 1990‑е, то многим трудно будет поверить, что такие детали, как кондиционер, электрические стеклоподъемники и усилитель руля, считались предметами роскоши. В те дни S-класс был сверхроскошным — так же, как и Rolls-Royce. Конечно, этот статус не изменился и сегодня, а среди того, что поменялось в 2000‑х, — кондиционер, электрические стеклоподъемники и усилитель руля стали базовыми опциями почти на каждой, даже на бюджетной модели. Не так давно автомат был чем-то, что хотели или могли себе позволить лишь богатые. Только много путешествовавшие по миру знали преимущества использования автоматической коробки передач. Естественно, сам факт того, что они побывали за границей, уже означал, что у них есть возможность позволить себе автоматическую коробку передач с ее низкой топливной экономичностью и более высокими расходами на ремонт и обслуживание.
А производители идут на несколько шагов вперед. Автоматические коробки передач стали более доступны, чем когда-либо. Но не только отсутствие умения переключать передачи переворачивает отрасль с ног на голову, но и близость к более продвинутым функциям, повышающим мощность, роскошь и безопасность. Автомобили, на которых мы ездим, уже с подушками безопасности и ABS. Мы видим, как все больше систем контроля тяги становятся обычными. Благодаря турбонаддуву в нашем распоряжении теперь больше мощности в виде малолитражных 4‑, а то и 3‑цилиндровых двигателей.
Кондиционеры уступили место климат-контролю, радиоприемники — аудиовизуальным системам с десятью динамиками и сотнями точек подключения. На смену привычным сиденьям пришли обогреваемые и вентилируемые кожаные агрегаты с массажем, вместо перчаточных ящиков теперь охлаждаемые места для хранения напитков, приборные панели заменены многофункциональными дисплеями, а пассажирка справа — спутниковой навигационной системой.
Это возвращает нас к тому, как в следующем десятилетии производители премиальных машин станут объяснять, что такое роскошь. Было время, когда люди просто смотрели на автомобиль снаружи и понимали, роскошно это или нет. Сегодня это невозможно, поскольку и китайские машины выглядят на миллион долларов. В наши дни даже то, как закрывается дверь, что мы, автомобильные журналисты, любим описывать как «благородный звук», у всех звучит одинаково, независимо, заплатили за машину миллион или двенадцать миллионов рублей. Если внимательно посмотреть на прайс-лист, сразу станет заметно, что некоторые из доступных авто иногда оснащены лучше, чем те, которые мы считаем автомобилями класса люкс.
И как сохранить роскошь актуальной и неприкосновенной? К примеру, родословная может быть одним из способов определения роскоши. Как долго эта фирма выпускает автомобили? Всегда ли она ориентировалась на элиту? И что интересно, сегодня технология может стать одним из определяющих факторов. Форсунки в двигателе машины распыляют топливо через 5‑микронное сопло или через 10‑микронное? Когда срабатывает ABS, будут ли ремни безопасности удерживать ваше тело и включится ли аварийка? Когда вы оставили автомобиль во дворе, будут ли боковые зеркала складываться, чтобы пьяные не сбили их, пока они, покачиваясь, идут домой?
Роскошь можно определить и по силовым агрегатам, которые использует автомобиль. Ископаемое топливо или электричество, гибрид или топливные элементы? А может, конструкцией кузова. Сталь, алюминий или углеродное волокно? Будет ли роскошный внедорожник просто ползать по камням, песку, грязи и льду или еще и поплывет? На многие вопросы нет ответов, но можно с уверенностью сказать, что очень интересно посмотреть, что будет в будущем. Поскольку, что бы ни случилось, поставщики роскоши всегда найдут способ понять, что по душе привыкшей к элитному потреблению публике…

Обсудить