СИМ-СИМ, ПРИТОРМОЗИ!

Подкаст 27 мая 2020

О чем подкаст?

Если бы по миру не жахнул вирус, наши города с приходом теплых дней уже заполонили бы всякие сигвеи, электросамокаты, гироскутеры, моноколеса. Граждане всех возрастов – от младших школьников до вышедших на пенсию – ринулись бы на них, куда только возможно: на аллеи и бульвары, на велодорожки, тротуары, автотрассы. Год от года парк средств малой мобильности стремительно растет. Но вместе с ним повышается и уровень проблем, сопутствующих этой моде. Главные из них – травмы и даже серьезные увечья, полученные пешеходами или самими «самокатчиками», а также ДТП различной тяжести, случающиеся по вине последних на проезжей части. То, что «вопрос назрел», поняли и власти – в Правила дорожного движения решено было внести поправки, вводящие понятие «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). К таковым, кроме уже упомянутых, отнесут чуть ли не всё «мелкое колесное», в том числе просто самокаты, роликовые коньки, скейтборды. А люди, ездящие на таких устройствах, должны будут иметь статус участников дорожного движения. Уже в июне Минтранс рассчитывает получить экспертные оценки МВД и передать документ в Госдуму. Казалось бы, всё замечательно: планируется ввести ряд дополнительных дорожных знаков, ограничения скорости и зон движения, требования к СИМ, возрасту, состоянию и экипировке их владельцев. Вот только у внимательных читателей проекта есть вопросы. Так, новшества разрешат пользователям средств «индмобильности» легально ездить в пешеходных зонах со скоростью до 20 км/ч. Что вчетверо быстрее, нежели обычно ходят люди. А значит, и любой контакт с ними достаточно тяжелого, подчас не оснащенного какой-либо тормозной системой устройства способен нанести серьезный вред здоровью. Кто будет отвечать? Никто! Ведь авторы поправок решили не приравнивать СИМ к транспортным средствам, притом что на обочинах дорог и велодорожках им разрешат разгоняться даже до 60 км/ч. Без ответа остается и вопрос о том, кто, собственно, и как будет контролировать этот скоростной режим. Вы можете себе представить полицейского с радаром, пытающегося отловить тинейджеров на роликах или скейтбордах, несущихся по тротуару? Лично я – нет. И камеры, развешанные на дорогах, бесполезны, если лимит разгона превысит человек, взобравшийся на моноколесо, – у него ж на спине нет регистрационных знаков. Вот и выходит, что вносимые в ПДД владельцы СИМ, с одной стороны, легализуются и вроде бы должны нести ответственность за нарушения, включая штрафы. С другой – они фактически от этого освобождаются, поскольку механизм наказаний попросту не предусмотрен. Что это, очередная профанация правильной идеи, банальный недосмотр или сознательный учет чьих-то интересов? Любители конспирологических теорий уже заявили: не зря в Минтранс во время работы над проектом бегали представители компаний, работающих в области производства и проката этих самых СИМ. Дескать, они и пролоббировали те новации, что выгодны такому бизнесу, в то время как страдать будут обычные автомобилисты с пешеходами. Пожалуй, у авторов поправок и людей, осуществляющих их экспертизу, еще есть время исправить ситуацию. Так, чтобы подобных мыслей ни у кого не возникало. Да и вообще, дабы действительно решить, а не усугубить проблему.

 

Обсудить