ВАЗ-2121 «НИВА» с 1977-го

26 августа 2020

О чем подкаст?

Мало кто об этом знает, но одним из первых на этой машине погонял в начале 1970-х генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Вазовская модель имела в тот момент лишь статус прототипа, и от мнения «вождя» – страстного автомобилиста – зависела судьба проекта. Леонид Ильич же после покатушек вдохновился и без колебаний дал внедорожнику «зеленый свет». Я об этом вспоминал совсем недавно – в феврале 2020-го, когда взял на тест по сути тот же автомобиль, но уже под новым именем – Lada 4x4. Честно месил на «легенде» грязь в Подмосковье, чуть ли не ежеминутно поминая добрым словом вазовских конструкторов. Благодаря им вездеход хорош даже по современным меркам! Жаль только, что в 2006-м у машины, ставшей визитной карточкой страны в различных уголках планеты, отобрали ее первое название и передали новому продукту – более гламурному кроссоверу Chevrolet Niva (кстати, летом нынешнего года, в свою очередь, сменившему американский компонент на Lada). Впрочем, те, кто был «рожден в СССР», несмотря на все новейшие метаморфозы, именно первоначальную модель все так же зовут «Нивой», навеваю щей ассоциации с колосящимся полем и комбайнами завода «Ростсельмаш». Вот и наш редакционный тест вызвал у меня приступ ностальгии. Чего стоят одни только тактильные ощущения от ребристых «жигулевских» дверных ручек и тонюсеньких подрулевых переключателей, до которых из-за огромного обода руля приходится тянуться!

Ретростиль «Нивы» мне представляется просто шедевральным. Ее экстерьер – вне времени! В 1977 году после победы в конкурсе проектов вазовский внедорожник встал на тольяттинский конвейер с дизайном от Валерия Семушкина. А тот признавался, что был вдохновлен пластикой Fiat 127. Хотя сходство с культовым ВАЗ-2106 тоже очевидно, а водительскую зону и вовсе трудно отличить от таковой у вазовской «шестерки». К слову, ВАЗ-21061 с 1,5-литровым 71-сильным двигателем был моим первым автомобилем, и я прекрасно помню, как смотрел в сторону «Нивы» с ее, как тогда казалось, «взрослым» 1,6-литровым 80-сильным мотором. Который в 1993-м еще и нарастил объем до 1,7 л, разжившись тремя дополнительными «лошадьми». Несмотря на все перипетии, внедорожник сохранил верность корням. У него по-прежнему несущий кузов, полный привод с межосевым блокируемым дифференциалом и понижающей передачей, 1,7-литровый инжекторный «восьмиклапанник» мощностью 83 л.с. Он, кстати, тянет честно и сочно, а у педали «газа» нет и намека на свойственную машинам эпохи Euro 5 задемпфированность. Отдельное спасибо хочу сказать нынешнему шеф-дизайнеру АвтоВАЗа Стиву Маттину. В ходе редизайна 2019 года британец не решился исполосовать кузов легенды столь любимыми им фирменными перекрестьями, хотя в интерьере все-таки смес тил акценты от брутального «милитари» к элегантному «техно». Правда и то, что с годами эта Lada перешла из разряда почти роскоши в едва ли не бюджетный сегмент. Если на момент запуска в конце 1970-х за «Ниву» просили 9000 советских рублей (лишь немногим меньше, чем за «Волгу), то сегодняшние цены начинаются с 589 900 рублей. И это – самый доступный SUV на российском рынке.

 

Обсудить