Во славу Родины!

Подкаст 30 ноября 2021

О чем подкаст?

Сегодня трудно найти отрасль российской экономики, где не трудились бы грузовики «Урал». Более того, популярны они и в двух десятках других стран. Однако далеко не всем известно, что автомобильному заводу в городе Миассе, откуда родом эта техника, в нынешнем году исполняется 80 лет.

Все началось в далеком 1941-м, когда фашисты рвались к Москве. Тогда правительство СССР решило организовать эвакуацию наиболее значимых предприятий столицы на восток страны. Одним из них был Московский автомобильный завод имени Сталина (ЗИС). Его вывезли в Ульяновск, но в конце ноября Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение о том, чтобы рабочих литейных цехов, цеха «мотор», штамповочно-механического и других подразделений, связанных с производством двигателей, срочно перебазировать в Миасс. Почему туда? Дело в том, что в этом уральском городе еще в 1939 году начали строительство военного завода и проложили к стройплощадке железнодорожную ветку. Именно эту территорию и было решено задействовать. Зимой оборудование срочно пере- бросили на Урал, где прямо «с колес», под открытым небом и начался его монтаж. Уже к середине лета 1942 года были готовы не только базовая площадка, но и рабочий поселок. А первый цех Миасского автомоторного завода заработал еще в марте 1942-го, в апреле же там собрали промышленную партию зисовских агрегатов. Сначала планировалось, что предприятие займется выпуском двигателей, коробок передач и задних мостов для отгрузки в Москву и Ульяновск, а также будет поставлять литье филиалу ЗИСа в Шадринске. Но в ходе войны выявилась огромная нужда в автомобилях, и в феврале 1943 года ГКО принял решение о полном переводе производства грузовиков из Ульяновска в Миасс. Первый миасский ЗИС-5В покинул сборочный цех 8 июля 1944 года. Это была максимально упрощенная военная версия с деревянной кабиной, гнутыми передними крыльями, без тормозов на передних колесах и с единственным откидным бортом – сзади. Уже 20 июля на фронт отправили первую партию машин, а до конца 1944-го в Миассе сумели построить 3 тыс. трехтонок. Всего же через год со дня производства первых автомобилей их выпуск достиг 6,8 тыс. единиц.

ПОСЛЕ ПОБЕДЫ

По окончании Великой Отечественной войны УралЗИС продолжил выпускать автомобили. В то время многое в СССР было в дефиците, включая бензин, а потому приходилось использовать альтернативное топливо. Самым доступным сырьем для него считались отходы лесной промышленности. Было решено возобновить работу над созданием автомобильных газогенераторных установок, начатую еще в 1930-х. Центральный научно-исследовательский институт механизации и энергетики лесной промышленности СССР (ЦНИИМЭ) разработал несколько опытных газогенераторов специально для уральских ЗИСов. Однако у медали была и другая сторона: мощность мотора при работе с газогенератором снижалась до 45 л.с., а грузоподъемность падала на 500 кг. Частично решить эту проблему позволил созданный в 1950 году газогенераторный автомобиль «УралЗИС-НАМИ Г-78А». Впоследствии газогенераторы использовались с различными моделями «УралЗИС». С 1951 года завод начал производство грузовика «УралЗИС-5М» с 77-сильным двигателем. Его шасси применялось для целого ряда специализированных автомобилей – самосвалов, пожарных и поливомоечных машин, мусоровозов (многие образцы этой техники оставались в строю вплоть до 1970-х годов). Одновременно шла работа над новыми моделями. В середине 1950-х Уральский автомобильный завод показал свою продукцию на Выставке достижений народного хозяйства СССР, где его модели получили почетные награды – медали ВДНХ. А летом 1956 года они приняли участие в испытательном пробеге по маршруту Миасс – Москва – Алушта – Ялта – Симферополь – Москва – Миасс. Его общая протяженность составила 25 тыс. км. По результатам испытаний «УралЗИС-355М» приказом министра автомобильной промышленности был утвержден к производству в 1957 году. Следом появилась и полноприводная версия – «УралЗИС-381», в конструкции которой использовали раздаточную коробку и передний мост от ГАЗ-63. Большинство таких машин послужило базой для установки самосвального кузова. Шасси «УралЗИС-355М» вполне подходило и для установки спецкузовов как заводского изготовления, так и строившихся автохозяйствами. В этой связи стоит отметить молоковозы Новотроицкого машиностроительного завода, бензовозы Еманжелинского механического завода, передвижные компрессорные станции. Активно участвовали уральские грузовики и в освоении целинных земель, с успехом работали в сложных климатических и дорожных условиях Сибири и Дальнего Востока. «УралЗИС-355М» зарекомендовал себя как надежный и неприхотливый автомобиль. Рассчитанный на перевозку 3,5 т груза, он мог брать на борт почти в полтора раза больше, к тому же используя прицеп. Машина оснащалась металлической кабиной с эффективной системой отопления, электрическими стеклоочистителями. В 1962 году завод УралЗИС переименовали в УралАЗ, тогда же партии экспортной версии «Урал-355МЭ» ушли в Финляндию и Афганистан. Всего было выпущено более 192 тыс. экземпляров «Урал-355М». В 1965 году с производства сняли двухосные модели, но заводчанам удалось обеспечить безостановочный переход на выпуск нового грузовика «Урал-375», сохранив темпы и объемы выпуска.

В 1966 году за выдающиеся трудовые достижения предприятие было удостоено ордена Трудового Красного Знамени. А «Урал-375» вышел на международную арену: первая партия машин отправилась в Монголию, еще две – в ГДР. Спустя три года «Урал-375Д» представили на между- народной Лейпцигской ярмарке, где он получил золотую медаль и диплом I степе- ни. В 1972-м модели присвоили высшую категорию качества, а в 1973-м – Государственный знак качества. Начиная с 1970-х годов завод становится ведущим предприятием, выпускающим технику для неблагоприятных климатических условий и бездорожья. В качестве примеров можно привести снегоболотоход «Урал-5920», круглогодично использовавшийся на нефтепромыслах, дизельный «Урал-4320», седельные тягачи «Урал-43202», «Урал-4320» и их модификации, автомобиль сельхозназначения «Урал-5557» и ряд других моделей. Параллельно шла реконструкция самого предприятия. Старые, построенные в годы войны цеха заменяли новые, модернизировалось оборудование. В 1985 году за успехи в выполнении государственных заданий по выпуску автомобильной техники УралАЗ был награжден орденом Октябрьской Революции, а в феврале 1986-го был выпущен миллионный уральский автомобиль. В 1989 году на автозаводе изготовили пер- вый четырехосный грузовик «Урал-5323» с унифицированной кабиной от КамАЗа. В начале 1990-х завод, как и многие другие отечественные автопроизводители, попал в сложную ситуацию. Старые экономические связи рушились, новые еще не наладились. Так, если в 1991 году объем выпуска превысил 31,3 тыс. машин, то в 1998-м он сократился в 12,6 раза!

ВСТУПАЯ В НОВЫЙ ВЕК

Для многих автозаводов подобные трудности оказались непосильными: в Лету канули такие гиганты, как АЗЛК и ЗИЛ. А вот уральцы показали несгибаемый характер. Они даже провели реконструкцию и перевооружение производства на сумму 938,5 млн рублей. И дела пошли в гору: уже в 1999 году конвейер покинули 5470 «Уралов», в 2000-м – 8500, еще через год – более 10 тыс. Предприятие преобразовали в ОАО «A3 «УРАЛ». Тогда же была разработана и запущена новая гамма полноприводных автомобилей бескапотной компоновки грузоподъемностью 10–12 т и семейство машин многоцелевого назначения грузоподъем ностью 6 и 10 т. Пошли в серию вахтовые автобусы. В 2004 году в Миассе приступили к внедрению системы «Бережливое производство», благодаря которой производительность труда выросла в два раза, втрое снизились затраты и вчетверо – остатки незавершенного производства. Постепенно осваивались новые семейства грузовиков, находивших применение в наиболее важных отраслях народного хозяйства и силовых структурах страны. Постоянное обновление линейки автомобилей стало нормой. Настоящим прорывом стала модель «Урал Next» 6х6, показанная в 2015 году. Сохраняя традиционные преимущества бренда – уникальную проходимость и высокую функциональность, этот автомобиль сумел обеспечить высокий уровень надежности и комфорта. В 2016 году эксперты признали его «Грузовиком года» в России. А в 2018-м завод объявил о старте серийного производства машин нового дорожного семейства, включающего самосвалы грузоподъемностью до 15,6 т, седельные тягачи с полной массой автопоезда до 62 т и шасси под установку спецтехники – автокранов, фургонов, мусоровозов, автоцистерн, топливозаправщиков, комбинированных дорожных машин... В 2020 году стены предприятия покинули 8,3 тыс. грузовиков, из которых в России осталось почти 3,6 тыс., в то время как остальные пошли на экспорт в два десятка стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. В планах – выпуск 9 тыс. машин в 2022 году. Как видим, в год своего юбилея АО «АЗ «УРАЛ» уверенно смотрит в будущее.

Обсудить