Вот и лето самокатное…

Подкаст 25 мая 2022

О чем подкаст?

Почти 80-процентное падение продаж новых машин в апреле (если смотреть год к году) заставило многих россиян вспомнить конец 90-х. Тогда в нашей стране (хотя и по другим причинам – вследствие дефолта) тоже произошел резкий обвал спроса на автомобили, а в числе самых востребованных моделей оказались отечественные «Лады» – точно как сейчас, спустя почти четверть века. Глядя на все это, эксперты начали прогнозировать еще более массовую пересадку автомобилистов на всяческие СИМы – средства индивидуальной мобильности в виде электросамокатов, моноколес, гироскутеров. Особенно в летний сезон, который в этом году, скорее всего, будет весьма непростым в экономическом разрезе. Тут-то и подоспел очередной проект новаций в области использования СИМов.

Минпромторг, мэрия Москвы и НАМИ выступили с инициативой ввести технологические лимиты на подобные транспортные средства. Речь прежде всего о том, что сами производители должны внедрять в предустановки ограничитель скорости (не более 25 км/ч), а также функцию замедления в парках и скверах вкупе с системой спутникового слежения. Плюс кое-что «по мелочи» вроде обязательных передних фар и задних фонарей, световозвращателей, размеров шин... Все это предлагается внести в новый ГОСТ, а если гаджеты не будут ему соответствовать, то и не сертифицировать их для продажи. То, что технически подобные шаги проблем не вызывают, подтверждает опыт операторов кикшеринга: в прокатные электросамокаты уже «зашит» скоростной лимит – как ни «дави на газ», быстрее 25 км/ч не разгонишься. Об актуальности вопроса свидетельствует и статистика. В сравнении с 2020 годом в 2021-м рост ДТП, в которых участвовали СИМы, составил более 67%, в таких авариях 704 человека было ранено и 20 погибло. В итоге даже Верховный суд признал средства индмобильности опасными для окружающих. Казалось бы, очевидно: ограничения пора вводить, пока число жертв не начало расти в геометрической прогрессии, а мелкие конфликты между пешеходами, автомобилистами и самокатчиками не перешли в стадию войны и самосуда. Но… Есть целый ряд загвоздок, которые способны вновь свести на нет все правильные порывы.

Во-первых, так и не определен юридический статус электросамокатов и моноколес – проект поправок в ПДД, где их квалифицируют как категорию «средств индивидуальной мобильности» (с вытекающей отсюда ответственностью владельцев), вот уже больше трех лет лежит без движения в правительстве. А если нет четкой формулировки в Правилах дорожного движения, то как утверждать ГОСТ? И как наказывать нарушителей на СИМах? Во-вторых, чтобы стандартизировать такие транспортные средства, нужны технические лаборатории, которые должны быть оснащены нужными приборами. А их в стране до сих пор не организовали. В-третьих, уже сейчас понятно, что продавцы подобной техники станут не только агитировать против введения ограничительных новаций, но и по мере сил их обходить, игнорировать. Им ведь все это по карману бьет. Сбор замечаний к новому проекту стандарта СИМ продлится до конца июня. А значит, нынешним летом серьезных изменений в правилах эксплуатации подобных транспортных средств не произойдет – законы бюрократии не позволяют сделать это быстро.

Другой вопрос, что все причастные к процессу ведомства – ГИБДД, Минтранс, Минпромторг, органы местной власти в городах, Кабинет министров – должны наконец зашевелиться и решить, как можно развязать узлы противоречий, что следует изменить в различных документах и регламентах, за счет чего укомплектовать органы стандартизации и даже то, как эффективно бить по рукам саботажников. Единственное, чего не надо делать, так это ждать, что триггером для подобных действий станет очередной всплеск трагических ДТП с участием СИМоводителей страны.

Обсудить