Здравствуй осень камерная

Подкаст 25 августа 2021

О чем подкаст?

Японец, у которого я брал недавно интервью, довольно неожиданно признался: «Знаете, в России IT-технологии развиты даже лучше, чем в Японии, у вас специалисты в этой сфере очень сильные». Речь шла о банковских услугах, но я (видимо, по Фрейду) провел мысленную параллель с организацией дорожного движения. И сразу же из многочисленных и вроде бы разрозненных «камерных» новостей, заполонивших информационное пространство этим летом, сложился пазл. Камерных в том смысле, что СМИ постоянно сообщают о все более масштабном и разнообразном использовании камер фото- и видеофиксации дорожных нарушений. Вспомните, как изо дня в день обсуждалось, что власти ряда регионов опять стали лоббировать легализацию комплексов контроля средней скорости, которые пока не соответствуют законодательству; что в некоторых городах с помощью камер начали штрафовать за непристегнутые ремни безопасности; что кроме выезда на встречку дроны теперь замеряют скорость; что на дорогах появился аппаратный комплекс, распознающий транспорт должников по штрафам; что стартовала установка камер, с помощью нейросети выявляющих гипотетический непропуск пешехода и, разумеется, «выписывающих» за это штраф; что те же камеры начали определять, включен ли на машине ближний свет или дневные ходовые огни. И, наконец, что с 1 сентября вступает в силу знак 6.22 «Фотовидеофиксация», с введением которого будут отменены таблички 8.23. На первый взгляд это почти одно и то же, но прежние таблички вешали прямо перед камерой, а знак лишь информирует, что в данном населенном пункте работают комплексы фото- и видеофиксации. То есть на въезде, например в Москву, он просто дает знать, что где-то в городе есть более 2 тыс. камер. Тот факт, что все это в той или иной степени было приурочено к приходу осени, пожалуй, не случаен. Многие возвращаются из отпусков, транспортные потоки возрастают, тут то и пригодятся беспилотники, высматривающие нарушителей с высоты птичьего полета. Дети пошли в школу – и вот вам камеры, определяющие непропуск пешехода. Световой день становится короче, а значит, самое время с помощью фотосъемки начать собирать штрафы за невключенный ближний свет. В принципе, стратегия властей абсолютно правильна: камеры, работающие в круглосуточном режиме все 365 дней в году, лучше любого патруля дисциплинируют водителей, тем самым гарантируя по-настоящему системную профилактику правонарушений и почти неизбежность наказаний. Но вместе с тем гложет меня червячок сомнений по поводу корректности работы таких комплексов. Ведь наряду с новостями о все новых камерах приходят сообщения о том, как они могут ошибаться. То придет штраф за тень машины на обочине, то за попавшие туда же блики фар; в одном регионе владельца древней развалюхи пытаются наказать за скорость 269 км/ч, в то время как в другом фиксируют нарушение ПДД автомобилем, который в тот момент везли на эвакуаторе. Более того, уже и к самым свежим «выступлениям» этого «большого камерного оркестра» есть вопросы. В Нижегородской области, к примеру, «письма счастья» за неработающий ближний свет стали приходить владельцам тех моделей, где этот самый свет включается автоматически – с запуском мотора. А как доказать свою правоту водителю, если он пересек «зебру» после того, как пешеход на полпути о чем-то вспомнил и, не закончив переход, вдруг повернул назад, но «умная» нейросеть на основании пары фотографий уже нарисовала возможное пересечение траекторий транспортного средства и человека? Видимо, только и остается верить моему давешнему собеседнику, который полагает, что русские айтишники круче японских. Авось и в самом деле они сумеют в своей «консерватории» все быстренько и правильно подправить...

Обсудить