Была в Тарусе «Ёлочка»…

Что бы ни происходило в мире, человеку необходимо отвлекаться. Мы для восстановления сил и необходимой доли оптимизма отправились к Оке, в одно из красивейших мест Подмосковья – в тихую уютную Тарусу, заодно испытав кроссовер Mitsubishi Outlander в специальной версии Black Edition
Путеводители по Тарусе нередко начинаются с мысли, что никто бы не узнал эти места, не поселись здесь в свое время Константин Паустовский и Марина Цветаева. Таруса – по-настоящему крохотный городок в Калужской области, на Оке. Исторически так сложилось, что волна индустриализации обошла его стороной: в городе мало крупных предприятий, заводов. Но оно и к лучшему, природа Тарусского района не пострадала от неизбежного влияния промышленности, и теперь у нас есть возможность, не побоюсь этого клише, отдыхать здесь душой и телом.
Иосиф Бродский, Николай Заболоцкий, Александр Солженицын, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина – согласитесь, список постоянных гостей Тарусы недвусмысленно намекает, что в ней есть нечто особенное, притягательное. И даже несмотря на не самое эстетичное время года, когда вокруг грязь, облепившая еще не начавшие таять горы снега и льда, это место вполне может составить конкуренцию самому Плёсу, в чем я убеждался много раз. Да, меня сюда привела в том числе и ностальгия по беззаботным студенческим годам. С тех пор прошло всего около двух десятков лет, а кажется, будто целая жизнь. Опять клише, но, уверен, вы понимаете, зачем оно здесь.
Тихое место для громких людей
В те годы еще не были так распространены навигаторы, поэтому каждую поездку на любимую турбазу «Ёлочка», что в Тарусском районе, мы планировали тщательно и выбирались сразу несколькими машинами просто потому, что дорогу знали лишь два человека из всей шумной тусовки. Сейчас, когда я ехал уже по «навигации», то и дело ловил себя на мысли, что помню эти места и даже без подсказок нашел бы Тарусу. Такие места и картинки из памяти не сотрешь.
Вот церквушка, у которой мы поворачивали. Постоянно путали, куда поехать – правее или левее? Вот магазинчик, где покупали свежий, дурманящий ароматом хлеб из местной пекарни. А вот рынок, где всегда в изобилии были представлены овощи со своего огорода, домашние соленья, мясные изделия, сделанные не бездушными заводами, а людьми.
Где-то на полпути к Тарусе я вспомнил, что как минимум однажды приезжал сюда на актуальном тогда поколении Mitsubishi Outlander, в названии которого была приставка XL. Тогда ее использовали, дабы подчеркнуть, что второе поколение модели вышло на новый уровень и по технике, и по стилю. Недавно компания Mitsubishi отметила 30 лет успешной работы в России. Выходит, мы c японским брендом знакомы большую часть этого срока.
Тот Outlander был во многом похож на современный, мчащий меня на разведку во имя читателей «Автопанорамы». Пять мест, просторный и комфортабельный салон, тяговитый 167-сильный двигатель объемом 2,4 л, работающий в связке с отлично настроенной коробкой CVT, проверенный на ралли-рейдах полный привод S-AWC и очень вместительный багажник, ради которого, собственно, тогда и был подгадан тест-драйв. Как я уже сказал, компания наша была немногочисленной, но громкой, причем в прямом смысле: с собой мы брали две огромные активные колонки Wharfedale, диджейский пульт и CD-деки Pioneer. И делали себе (и невольным соседям) праздник с лучшей электронной музыкой. Две-три ночи отборных миксов в исполнении ведущих диджеев западной сцены и… Москвы. В нашем лице.
К чему вся эта лирика? К тому, что асфальтированная дорога тогда обрывалась километра за три до места назначения, а дальше – разбитый грейдер и под конец маршрута петляющая по лесу тропа, когда-то выложенная бетонными плитами. Тропу никто не чистил, не обслуживал, отчего плиты во многих местах расползлись, перепад высот на стыках, бывало, соответствовал высоте среднестатистического столичного бордюра. В нашем автопарке были ржавая вазовская «семерка», родственная ей заниженная «девятка» и… новенькая иномарка, которую мне удалось раздобыть. Колонки в «Лады» загрузить было крайне трудно, а вот Outlander с легкостью доставил и всю нашу аппаратуру, и гору провианта, и трех человек.
Новый старый товарищ
Современный Outlander, конечно, сравнивать «в лоб» с тем XL неправомерно. Изменились и критерии выбора автомобилей населением, и технологии шагнули далеко вперед. Сам Mitsubishi Outlander стал намного удобнее и прогрессивнее. Недавно модель обрела ограниченную серию Black Edition с особой отделкой внешних элементов дизайна черным цветом, с черной крышей, таким же потолком (забегая вперед, отмечу – это полностью меняет восприятие внутреннего пространства) и богатой комплектацией, которая, кроме всего, включает и двухзонный климат-контроль, и продвинутую медиасистему с полной поддержкой Apple CarPlay и Android Auto, и электропривод двери багажника – о такой функции я в годы бурной молодости мог только мечтать, теперь же это – нормальное оборудование, ежедневно облегчающее быт автовладельца.
В последних обновлениях Outlander получил новые кресла и спереди, и сзади, и если второй ряд мне досконально оценить трудно (кто будет машину вести?), то прогресс в форме передних сидений, использованных материалах и конструкции налицо! Теперь у водительского «трона» есть электрическая регулировка поясничного подпора, что с каждым годом конкретно для моей спины становится все важнее. Обивка из кожи и искусственной замши выглядит приятно, а за счет цепкости материала намертво фиксирует даже мое увесистое тело в поворотах. А их-то за рулем Outlander хочется проходить быстро, ибо фирменная система полного привода с управляемым вектором тяги S-AWC – гениальная штука, пришедшая в гражданское автомобилестроение прямиком с легендарных раллийных Lancer Evolution.
Такой же, только другой
Таруса и правда напоминает Плёс – тут и река, и холмы, и разноцветные домики. Природа совершенно безумная. Вид, открывающийся от памятника Паустовскому, способен вдохновить на написание пейзажа даже дальтоника. Впрочем, в начале марта тут не особо красочно, хотя палитра многократно приумножится уже совсем скоро.
Из мест, которые можно рекомендовать к посещению, я бы отметил музей все того же одного из ведущих авторов текстов для школьных диктантов Константина Паустовского, скверик с памятником Белле Ахмадулиной на улице Декабристов, Соборную площадь, где аккуратный храм в классическом стиле соседствует с дежурным для эпохи СССР памятником вождю мирового пролетариата. А поклонники Марины Цветаевой просто обязаны посетить место, о котором писала поэтесса, находясь в эмиграции: «Я хотела бы лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в тех местах земляника. Но, если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили с тарусской каменоломни камень». Обелиск с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева» поставили в 1988 году. Найти его нетрудно.
Впрочем, грустных мыслей и без того хватает. Отвлечься же помогут многочисленные турбазы и «эко‑спа‑отели», появившиеся в Тарусе за последние годы. Среди них есть и доступные, и подороже, но в каждом из них будет хорошо просто потому, что они расположены на уютной тарусской земле. Это надо испытать. Здесь непривычно спокойно, особенно если получится не читать новости хоть какое-то время и гулять побольше.
Видимо, объем информации в моем сознании все-таки подошел к критической отметке: я забыл, как найти тот самый неровный участок «последней мили» перед турбазой, на которую мы ездили в лихие годы. Попробовал – не получилось. Вроде бы вот она – дорога из бетонных блоков. И те же рытвины между плитами. И мой Mitsubishi уверенно шлепает по ним шинами, а я просто покрепче держусь за теплый руль. Углы рампы, въезда и съезда у Outlander 2022 модельного года составляют 21°, дорожный просвет – 215 мм. У программы режимов движения, которые переключаются солидной (никто не промахнется) кнопкой с надписью S-AWC, есть алгоритм «Снег», благодаря которому кроссовер уверенно ползет по обледеневшей колее даже на «липучке», одетой на 18-дюймовые диски… Вот только не нашел я «Ёлочку». Может, оно и к лучшему, пусть остается в воспоминаниях.