«Идеальный штиль» на российском авторынке

На автомобильном рынке РФ к середине лета «наладилась хорошая погода». Здесь хоть еще и не припекает солнце, зато перестало штормить
120,6 тыс. проданных новых легковых автомобилей — с таким рекордным месячным показателем для текущего года российский авторынок выехал по результатам июля. Прирост же по второму месяцу лета по сравнению с предыдущим месяцем составил 34%, что также является рекордной динамикой. А по сравнению с июлем прошлого года рынок снизился на 11%, и это самое низкое сокращение: например, в апреле, мае и июне рынок по сравнению с аналогичными периодами прошлого года падал соответственно на 25, 28 и 28 процентов.
Аналитики «Автостата» на своей онлайн-конференции «Оперативка» назвали ситуацию на российском авторынке в середине лета «идеальным штилем». По их мнению, бушевавший в начале года шторм пока затих, продажи стабилизировались. Связано это с рядом благоприятных для потребителей факторов.
Прежде всего, склады импортеров и дилеров продолжают оставаться переполненными, из-за чего пришедшим в автосалон клиентам предлагают существенные скидки. Помимо этого, сокращается число «ждунов» — тех, кто рассчитывает на возвращение ранее ушедших из России иностранных компаний. Центробанк постепенно снижает ключевую ставку, из-за
чего хранение средств на депозитах постепенно становится менее привлекательным. Люди начинают задумываться о том, чтобы забрать деньги с банковских вкладов и совершить крупные покупки, в том числе связанные с обновлением личных транспортных средств.
Интересная ситуация складывается и с автомобильным кредитованием. После взвинчивания ЦБ ключевой ставки в конце прошлого года цена автомобильных займов в России резко подскочила. Однако сейчас ситуация иная: да, коммерческие банки выдают автокредиты под годовой процент 27% и выше. Хотя реально кредит можно взять гораздо дешевле. По данным Frank RG, на 1 февраля 2024 года средняя ставка по автокредиту на новые автомобили составляла 18% годовых. Но в июне текущего года она уже снизились до 13%, в июле — до 11%, а в августе — до 10%. Связано это с тем, что продавцы активно субсидируют автомобильные займы, предлагая для них очень привлекательные условия. В результате, по оценкам «Автостата», если в начале года порядка 40% новых машин приобреталось в кредит, то сегодня этот показатель поднялся до 60%. А это уже соответствует докризисному уровню — примерно такая же доля кредитных автомобилей наблюдалась на российском авторынке в 2020–2021 годах.
Что же касается конкретных участников рынка, то лидерство здесь с большим преимуществом сохраняет отечественная LADA, на долю которой в середине лета пришлось порядка четверти (23%) от общих продаж, что в количественном выражении составило 28,2 тыс. авто. А вот среди иностранных марок по итогам июля в лидеры вырвалась Chery, автомобили которой в июле разошлись тиражом 13,5 тыс. На третью строчку опустился Haval (13,1 тыс.), за которым следуют Geely и Changan (8,3 и 7,8 тыс. соответственно). Шестое место занял белорусский Belgee с показателем 6,5 тыс. автомобилей. В первую десятку также попали Jetour (4,4 тыс.), Solaris (3,3 тыс.), GAC (2,8 тыс.) и Omoda (2,7 тыс.). Шесть из десяти марок — лидеров рынка продемонстрировали в июле отрицательную динамику. При этом сильнее всех просела Omoda (-47,8%), а наименее критично — Chery (-5,1%). А вот среди брендов, показывающих рост, лучше других отличился Belgee (+75,2%). Также неплохую прибавку демонстрирует Jetour (+24,6%).
В числе самых продаваемых моделей лидируют автомобили семейства LADA Granta, которые в июле были реализованы в количестве 13 тыс. единиц. Это на 28,3% меньше, чем год назад. Далее следует другое вазовское семейство — LADA Vesta, результат которого составил 6,6 тыс. проданных автомобилей (-31,6%). Бестселлером среди иномарок остается китайский кроссовер Haval Jolion, который в середине лета разошелся тиражом 5,5 тыс. (-33% к июлю прошлого года). За ним расположился кроссовер Chery Tiggo 4 (4,4 тыс.). Замыкает первую пятерку белорусский кроссовер Belgee X50 (4,2 тыс., +16,5%). Наряду с Belgee X50 рост продаж в июле продемонстрировал и кроссовер Jetour Dashing (в 2,3 раза). Остальные модели, вошедшие в топ-10, показали снижение, а самым сильным оно оказалось у кроссовера Haval Jolion.
Сможет ли российский авторынок как минимум до конца текущего года сохранить набранный темп продаж? Тут мнения аналитиков и участников рынка расходятся. Некоторые считают, что уже в начале осени скидки и субсидированные кредиты начнут постепенно заканчиваться, из-за чего динамика продаж опять заметно поедет вниз. В «Автостате» предсказывают, что, согласно базовому сценарию, авторынок завершит текущий год с показателем 1,25 млн единиц, что на 20% ниже результатов 2024 года. Но это при условии, что не возникнет каких-либо форс-мажоров, в том числе в области геополитики.