Китайские моторы для тульских мастеров

Haval представил журналистам свой новый завод по производству двигателей под Тулой
Тульская земля теперь славится не только самоварами, пряниками или оружейными традициями, но и автомобильными двигателями. Завод автомобильных моторов недавно был запущен китайской корпорацией Great Wall Motor в Тульской области, в индустриальном парке «Узловая», на своем сборочном предприятии «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», которое работает с лета 2019 года.
Новый моторный завод занимает площадь 10 тыс. м², здесь осуществляется сборка двух двигателей. Это 1,5‑литровый турбированный мотор (мощностью 150 л.с. с максимальным крутящим моментом 230 Нм) и 2,0‑литровый турбированный двигатель (192 л.с. и 320 Нм). По словам представителей китайской компании, объем инвестиций в новый производственный комплекс составил 4 млрд рублей, что позволило создать 300 дополнительных рабочих мест.
Головки блоков двигателей под Тулой пока не отливают, они приходят в готовом виде. Но на предприятии устанавливают все навесные компоненты — маховики, клапанные крышки и пр., для чего на линии нового завода задействовано 5 промышленных манипуляторов. Все собранные двигатели проходят «горячий тест»: на стенде подключаются топливопровод, проводка и патрубки охлаждения. Здесь же производится первый запуск, имитирующий работу в реальных условиях эксплуатации. Далее двигатель отправляется на склад готовой продукции, а затем поступает в цех сборки для установки на автомобиль. В частности, собираемые в Туле моторы устанавливаются на самую популярную модель Haval в России — кроссовер Jolion.
Завод двигателей под Тулой построен в рамках выполнения условий специнвестконтракта (СПИК), который Haval заключил в 2020 году и который дает китайской корпорации в обмен на локализацию получать налоговые льготы и другие преференции. Согласно данным «Автостата», по итогам прошлого года Haval продал в России 111,7 тыс. легковых авто. Из них в Туле было выпущено около 100 тыс., что в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Более половины выпуска предприятия приходилось на кроссовер Jolion, еще треть производства составляли автомобили F-серии (кроссовер Haval F7 и кросс-купе F7x), остальные автомобили — это Haval Dargo и H9.
На заводе журналистам рассказали, что в текущем году предполагается нарастить производство примерно до 130 тыс. авто и, таким образом, вплотную приблизиться к максимальной мощности предприятия в 150 тыс. единиц. Вообще, на предприятии ощущается, что для выполнения новых производственных планов цеха тут становятся «тесноватыми в плечах». Вокруг заметна строительная активность — в частности, быстрыми темпами идет возведение нового дополнительного цеха штамповки.
И надо отметить, что усилия по развитию своего производства на российском рынке приносят китайской компании свои плоды: согласно официальной бухгалтерской отчетности, выручка «Хавейл Мотор Рус» в 2023 году выросла до 323 млрд рублей, что в четыре раза превышает показатель предыдущего года. А чистая прибыль компании в России взлетела в 25,8 раза, превысив 7,5 млрд рублей.