Китайский электрошок

29 мая 2024
Китайский электрошок

Китайский автопром решил прочно закрепиться в лидерах мировой электромобильной революции. Эти амбиции наглядно продемонстрировал прошедший с большим размахом Пекинский автосалон

Под высоким напряжением и при небывалом наплыве посетителей в столице КНР прошла 18‑я международная выставка Auto China. В этом году она распахнула свои двери после связанного с ковидными ограничениями четырехлетнего перерыва, в восьми павильонах общей площадью 230 тыс. м² 900 участников представили 117 премьер.
Основная их часть была связана с темой электромобильности, Китай набрал нешуточную скорость в продажах авто на батарейках. Ожидается, что в текущем году их доля на рынке новых авто в стране достигнет 40%, а в следующем — перешагнет черту в 50%. Для сравнения, еще два года назад продажи электрокаров в КНР составляли менее четверти рынка (в 2022‑м их доля достигала 23%). Таким образом, китайские показатели намного превышают среднемировые: по данным Международного энергетического агентства (МЭА), по итогам прошлого года доля электромобилей в среднем в мире достигла 16,5%.
Неблагоприятная экологическая обстановка в китайских мегаполисах действительно острая проблема, и власти Поднебесной всерьез взялись за то, чтобы решить ее за счет распространения личного автотранспорта без вредных выхлопов. Например, в 22‑миллионном Пекине поставить на учет машину с традиционным двигателем внутреннего сгорания просто так не получится. Для этого нужно принять участие в лотерее: если повезет, то заветный номерной знак тебе выдадут в течение одного года, однако есть вероятность, что придется ждать три года или даже пять лет. Но другое дело электромобиль — процедура его регистрации в Пекине максимально упрощена, более того, покупателю такой машины полагается еще и субсидия, а также налоговые льготы.
Вот и превращаются электромобили в КНР в весьма ходовой товар. На фоне общего подъема китайского авторынка (по данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), в 2023 году в КНР было реализовано 26,1 млн автомобилей, что на 10% больше, чем годом ранее) местные автопроизводители серьезно настроены на то, чтобы доминировать в перспективном мировом сегменте машин на электрическом ходу. На Пекинской выставке они представили самые различные виды электромобилей.
Вот, например, на стенде корпорации Dongfeng публика окружила недорогие компактные ситикары: электрические хэтчбеки Nammi доступны в разных цветах и типах отделки на любой вкус. Запас хода у этих шустрых машинок от одной зарядки составляет 300–400 км, а их розничная цена объявлена в Китае на уровне 10 тыс. долларов, или 920 тыс. рублей на наши деньги. Всего Dongfeng намерен осуществлять выпуск порядка 400 тыс. таких электрокаров в год.
А вот новинка от китайской корпорации GAC, которая нацелена на то, чтобы справиться с главным недостатком современных электрокаров, связанным с их ограниченной автономностью. Новое поколение электрического кроссовера Aion 5 имеет запас хода внушительные 750 км, причем зарядиться на 370 км можно за 15 мин.
Электрокар Zeekr Mix, в свою очередь, ориентирован на популярный в Китае сегмент минивэнов. Он отличается удобной трансформацией салона, а также нестандартными дверями: обе двери с пассажирской стороны — раздвижные, при нажатии кнопки они съезжают вбок в разные стороны. Другой электрокар Robocar от компании Jidu Auto (совместное предприятие Geely и интернет-гиганта Baidu) имеет роботизированную функцию парковки: после того как водитель выйдет, скажем, у входа в торговый центр, машина сама запаркуется на свободном месте в радиусе двух километров.
Ну и, наконец, пекинская выставка ознаменовалась целой россыпью спортивных электрокаров. Помимо главной сенсации автосалона — электрического спорткара Xiaomi SU7 (подробнее о нем далее), шоу-стоппером пекинской выставки стал новый электрический суперкар Denza Z9 GT (суббренд компании BYD). Машина, имеющая в длину 5,2 м, оснащена тремя электромоторами с головокружительной общей мощностью 1000 л. с. и динамикой 2 с до 100 км/ч. Но настоящие рекорды скорости намерен устанавливать электрический концепт-кар MG EXE181 с максимальной скоростью 415 км/ч и разгоном до 100 км/ч всего за 1 с.
Некоторые новые китайские электрокары уже целятся на российский рынок. Корпорация Great Wall, например, обещала в ближайшее время начать официальные поставки в РФ новой модели Ora 07 (суммарность электромоторов 408 л.с., запас хода 600 км). А компания Chery обещает представить в России премиальные электрокары под новым брендом Exlantis.
Что касается зарубежных автогигантов, то они на автосалоне постарались дать бой за удержание своих позиций. Так, ряд новых моделей на своих стендах выкатили такие европейские и азиатские бренды, как BMW, Audi, Volkswagen, Mercedes-Benz, Cadillac, а также Toyota, Nissan, Honda, Hyundai и Kia. Но все же европейцы, американцы и азиаты скорее готовятся к наплыву китайских электромобилей, так как они дешевле и при этом оснащены даже лучше своих конкурентов. По подсчетам Китайской ассоциации легковых автомобилей (СРСА), экспорт из Китая за прошлый год достиг рекордных 5,26 млн машин, обогнав прежнего лидера Японию с показателем около 4 млн авто.
Пока доля китайских электромобилей на европейском рынке невелика — она оценивается на уровне 8%, однако в ближайшее время может пойти вверх. Регуляторы западных стран спешно строят законодательные баррикады: вскоре после окончания Пекинской выставки, в середине мая, президент США Джордж Байден объявил о резком повышении пошлин на электромобили из Китая с прежних 25 до 100%. Власти США и ЕС говорят о том, что якобы производство электромобилей в Китае — это недобросовестная конкуренция, поскольку местным производителям активно помогает государство. Хотя справедливость таких претензий сомнительна: в той же Франции или Германии государство периодически поддерживает свой автопром, а в США, напомним, щедрые бюджетные вливания в свое время спасли от банкротства такие компании, как Chrysler и General Motors. Но недобросовестной конкуренцией это тогда не называли. Сейчас же западные страны явно в панике стремятся защититься от «китайского цунами», которое готово обрушиться на мировой рынок электрокаров.


Не гаджетами едиными

Xiaomi SU7

«Яблочный» Titan сдулся, Sony разродится Afeela не раньше 2025‑го, а впереди всех смартфонных компаний, вдруг ощутивших в себе потенциал создателей электромобилей, — Xiaomi. На лихом коне. Нет, SU7 — это не клонированный в Поднебесной советский реактивный истребитель-бомбардировщик Су-7, но все равно Speed Ultra. Да и «отбомбиться» новинка, ставшая шоустоппером № 1 на Пекинском автосалоне’2024, способна неслабо. Лэй Цзюнь, глава Xiaomi, так прямо и заявил, что пилотная «электричка» его компании по ездовым качествам не уступает и даже превосходит Porsche Taycan Turbo, а по совершенству электронной начинки идет вровень с Tesla Model S. Ни больше ни меньше. Правда, тема дизайна обойдена молчанием. Да и что тут долго говорить, если в качестве консультанта китайцы пригласили самого Криса Бэнгла! Впрочем, особенно развернуться главному революционеру в сфере автомобильного дизайна рубежа столетий, судя по всему, не дали — внешность и интерьер SU7 не столько эпатажные, сколько сбалансированные и выверенные с инженерной точки зрения. Так, для изготовления крупных элементов кузова применена суперсовременная технология гигалитья, позволяющая снизить вес деталей почти на 20 % с одновременным уменьшением себестоимости на 40%. Коэффициент аэродинамического сопротивления почти пятиметрового приземистого седана всего 0,195, да и суммарный объем двух отсеков для размещения поклажи впечатляет — 622 л!
И все же этого явно недостаточно для перевозки 1,4 млрд долларов, пусть и сотенными купюрами. Именно во столько обошелся проект SU7, над которым корпели 3500 инженеров. Впрочем, сумма адекватная, если учесть, что она пошла на разработку оригинальной платформы Modena (тонкий китайский троллинг Ferrari и Maserati, имеющих прямое отношение к этому городу?), целой серии электромоторов, комплекса автопилотирования, который, помимо лидара, включает три радара миллиметрового диапазона, 11 камер, дюжину ультразвуковых датчиков и, разумеется, электронную начинку. Ах да, есть еще системы экспресс-прогрева салона и термоконтроля тяговой батареи, которая, как заявлено, делает SU7 самым морозоустойчивым электромобилем в мире. Вот и результаты тестов при –36° С в районе города Хэйхэ, что через Амур от российского Благовещенска, имеются. На этом фоне пневмоподвеска с адаптивными амортизаторами и «небюджетной», спортивной схемой (сдвоенные алюминиевые поперечные рычаги спереди/пятирычажка сзади) вместе с эталонной развесовкой по осям 50:50 — так, семечки.
В стартовом составе — три версии. Базовая и серединная, Pro, заднеприводные с 299‑сильными электромоторами и литий-железо-фосфатными батареями емкостью 76,3 и 94,3 кВт‚ч соответственно. Первый SU7 выстреливает с места до сотни за 5,28 с, второй, более тяжелый, — за 5,7 с, но и запас хода на одной зарядке у него больше (830 vs 700 км). Топовый полноприводный MAX по этому показателю (800 км) где-то между своими «собратьями», зато его литий-никель-марганец-кобальт-оксидная батарея на 101 кВт‚ч способна питать пару электромоторов общей отдачей 673 л.с. Достаточно, чтобы разменять вторую сотню уже через 2,78 с и достичь потолка в 265 км/ч. К слову, 680‑сильный (в пиковом режиме Lunch Control) Porsche Taycan Turbo показывает 3,2 с и 260 км/ч. Да, штутгартская «электричка» доступна и в топ-версии GT мощностью 789 л.с. (1108 л.с. на «форсаже»), но у Xiaomi на подходе мотор под 580 л.с. У «порша» уже трясутся коленки от энергопотенциала полноприводной версии «китайца»?


Электропремиум по-китайски

Exlantix ES

Exlantix, суббренд Chery, метит высоко, и его первенец, бизнес-седан ES, который создатели окрестили «четырехдверным купе», вполне оправдывает свою принадлежность к марке премиум-авто с альтернативными силовыми установками. Гармоничная внешность модели — дело рук Пьера Луиджи Феррари, но, похоже, что экс-сотрудника знаменитого ателье Pininfarina прежде всего заботила обтекаемость пятиметрового кузова. Сглаженную пластику экстерьера ES эмоционально подсвечивают матричные панели в переднем бампере, способные проецировать эмодзи. В интерьере седана не упущен ни один модный элемент современного «цифрового» стиля. Комплектация под стать: электропривод всех дверей, панорамная крыша с эффектом автозатемнения, кресла с функцией массажа, ароматизатор салона, аудиосистема с 23 динамиками. Техническая сторона тоже на уровне. Снабженный пневмоподвеской ES базируется на платформе E0X с 800‑вольтной электросистемой, что позволяет максимально быстро заряжать тяговые батареи. Самая емкая — на 97,7 кВт‚ч — у заднеприводной 312‑сильной версии с пробегом до 905 км без подключения к розетке. Ну а самая динамичная — 480‑сильная полноприводная, выстреливающая с места до сотни за 3,7 с. Батарея на 82,2 кВт‚ч, как заявлено, позволит преодолеть 650 км без подзарядки.


Большой скачок

EXEED RX-PHEV

Было 249 л.с. и вдруг — раз! И уже 605 л.с. Это раньше для таких скачков требовалось соорудить многолитровый V8, а то и V12. Сегодня все иначе. Рабочий объем ДВС может даже сократиться — задачу решат электромоторы. Именно так обстоит дело со среднеразмерным кроссовером RX-PHEV, представленным на Пекинском автосалоне’2024. «Розеточный» гибрид от премиум-подразделения Chery вместо 2,0‑литровой бензиновой турбочетверки получил 1,5‑литровую 156‑сильную, работающую по экономичному циклу Аткинсона. ДВС переднеприводной базовой версии помогает один электромотор на 224 л. с. Такая комбинация не дает выигрыша в динамике по сравнению с обычным RX. Зато полноприводный вариант с двумя электромоторами общей мощностью 462 л.с. стремительно уходит в отрыв, в том числе благодаря хитроумной трехступенчатой трансмиссии, способной максимально эффективно реализовать чудовищный момент в 915 Нм. И вот уже время разгона с места до сотни сокращается с вполне приличных 7,6 с до спорткаровских <5 с (по неофициальной информации). При этом обещан средний расход бензина всего 4,2 л/100 км, запас хода в комбинированном режиме порядка 1300 км и 165 км на электротяге. Плавность хода в любом случае обеспечат особые настройки шасси.


Jetour T1

Младший не значит мелкий. Jetour T1, дебютировавший на Пекинском автосалоне’2024, по длине базы идет вровень с уже известным Т2, а в длину короче лишь на 80 мм, и то за счет отказа от размещения запаски на задней двери, которая теперь выполнена подъемной, а не распашной. Кузов остается угловатым, но в его дизайне просматриваются скорее мотивы Jeep, чем Land Rover. Т1 отличается от «старшего собрата» и наличием блока «физических» кнопок в салоне, выдержанном в строгом, линейном стиле. На моноприводные варианты самый компактный представитель бренда не разменивается — трансмиссия только 4х4, да еще заявлена блокировка дифференциала (без уточнения какого именно). Что касается силовой установки, то тут на выбор версии с 2,0‑литровым бензиновым ДВС и способным преодолеть до 1200 км без дозаправки «розеточным» гибридом на основе 1,5‑литрового мотора и батареи емкостью 27 кВт‚ч. T1 PHEV может использоваться и в качестве внешнего источника питания, выдавая 6,6 кВт.

MG EXE181


Электрический концепт суперкара EXE181 был представлен в Пекине на стенде автомобильного бренда MG. Британская марка Morrison Garage со столетней историей теперь принадлежит китайской корпорации SAIC, которая продолжает использовать исторический имидж английского бренда. На выставке было заявлено, что концепт EXE181 является преемником легендарной модели EX181 («Рычащая капля»), установившей в середине 1950-х ряд скоростных рекордов. Теперь уже созданный под крылом китайского владельца новый MG EXE181 на электрической тяге способен разогнаться до 100 км/ч всего за 1 с. Нынешним летом он будет дебютировать на Фестивале скорости в британском Гудвуде с претензией на то, чтобы разогнаться до 415 км/ч.

Chery Tiggo 9 PHEV


Chery позаботилась о том, чтобы Tiggo 9 в варианте «розеточного» гибрида внешне отличался от его чисто бензинового «собрата». Дебютировавший на Пекинском автосалоне Tiggo 9 PHEV демонстрирует лицо с новыми фарами, радиаторной решеткой, бампером. Перекройке подверглась также «корма» — в частности, оптика и форма двери грузового отсека. Отделка пятиместного салона выдержана в умиротворяющем стиле с обилием мягких поверхностей и спокойной цветовой гаммой материалов отделки. Визуальный намек на дружественность кроссовера к экологии, не иначе. Действительно, переднеприводный Tiggo 9 PHEV, как заявлено, в среднем расходует 5,2 л бензина на 100 км. Неплохо, учитывая солидную мощность 2,0‑литровой турбочетверки в 238 л.с. Ограничить ее аппетит помогает электромотор системы 3DHT на 224 л.с. Многих порадует и тот факт, что «розеточный» Tiggo 9 вместо робота с двумя сцеплениями получил классическую 8‑диапазонную АКП.

Haval H9


Второе поколение рамного внедорожника Haval H9 стало одной из главных премьер Пекинского автосалона. Рамный внедорожник, оснащенный интеллектуальной системой полного привода с электронным управлением и механической блокировкой, появится на российском рынке уже в текущем году. По сравнению с первым поколением Haval H9 увеличился в габаритах, он оснащается одним из двух двигателей —
бензиновым мотором с турбонаддувом или турбодизелем.

TANK 700 Hi4‑T


Флагман бренда Tank даже в стандартном исполнении производит сильное впечатление. Пятиметровый рамник с граненым кузовом и запаской на двери грузового отсека выглядит брутально, а заявленные характеристики вполне соответствуют образу настоящего гряземесителя. Благодаря пневмоподвеске регулируется высота дорожного просвета, а отключаемые стабилизаторы поперечной устойчивости позволяют увеличить ход колес. Трансмиссия 4х4 тоже серьезная, с демультипликатором и тремя блокировками дифференциалов. Но Tank 700 не только про оффроуд. Первая модель бренда с полностью независимой подвеской и «магнитным» амортизаторами должна подружиться и с асфальтом.

Wey 07


Представленный в Пекине полноразмерный гибридный кроссовер Wey 07 имеет гибридную установку, состоящую из 1,5‑литрового бензинового двигателя и двух электродвигателей, расположенных на передней и задней осях. Силовая установка способна обеспечить впечатляющий запас хода, а салон рассчитан на шесть посадочных мест. Wey 07 имеет перспективы запуска на российском рынке.

Обсудить