«Ждуны», дорогие кредиты и переполненные склады

25 марта 2025
«Ждуны», дорогие кредиты и переполненные склады

Российский авторынок нажал на тормоз после двухлетнего разгона: спрос в феврале обрушился на четверть. И, скорее всего, в ближайшие месяцы падение продаж усилится

До 78 тыс. единиц упали продажи новых легковых автомобилей в России по итогам февраля 2025 года, что на 25% меньше, чем в феврале прошлого года, подсчитало аналитическое агентство «Автостат». По результатам марта предположительно падение будет еще более значимым и может достигнуть показателя 30–40%.
Такое поведение авторынка резко отличается от положительной динамики его развития за последние два года. После объявления санкций и ухода автоконцернов из недружественных стран в 2022 году авторынок обрушился более чем вдвое, до 626 тыс. шт. Однако вскоре он перешел к активному разгону: по итогам 2023 года рост продаж составил 69% до 1059 тыс. единиц. В прошлом году подъем продолжился — 2024‑й финишировал с результатом 1571 тыс. шт., что на 48% больше, чем годом ранее.
Даже в первый месяц текущего года авторынок все еще демонстрировал положительную динамику — плюс 11% (89,1 тыс. единиц). Но начиная с февраля он покатился вниз. Причиной этому стал целый ряд неблагоприятных факторов. К первому из них Сергей Целиков, генеральный директор агентства «Автостат», относит «ждунов». Речь идет о потребителях, которые откладывают покупку новой машины, надеясь на возвращение автопроизводителей из ныне недружественных стран. Дополнительным подвидом «ждунов» являются те, кто ждет понижения цен в связи с укреплением курса рубля.
Действительно, на фоне потепления геополитической обстановки, например, корейские и некоторые японские автопроизводители посылают сигналы, что они не прочь вернуться на российский рынок. Однако реализацию такого сценария в ближайшие месяцы ждать не стоит. Даже если будет принято официальное решение о возвращении этих компаний на российский рынок, улаживание всех формальностей займет не менее полугода, а то и больше. «Возвращенцам» придется обновить все сертификаты и разрешительную документацию, восстановить цепочки логистики, продаж, обслуживания. Еще одной проблемой для возвращающихся автомобильных компаний станет формирование доступной цены. В свое время у иностранцев были свои производственные мощности и преференции на таможенное оформление машин и компонентов. Это давало им возможность предлагать на свою продукцию конкурентные цены. Сейчас же этих бонусов возвращающиеся компании, скорее всего, будут лишены. Или же в случае, если они захотят вернуть свои заводы, процесс восстановления производственных процессов опять же зай­мет продолжительное время.


Не стоит питать иллюзий и по поводу перспектив удешевления машин из-за укрепления курса рубля. Да, с начала года американская валюта подешевела на 15%. Но для того, чтобы импортеры смогли пересмотреть свою ценовую политику и цены на автомобили и другие товары ощутимо пошли вниз, стоимость российской валюты должна оставаться низкой как минимум несколько месяцев или полгода.
Впрочем, предпосылки для снижения цен на авто сегодня есть, и в большей мере они связаны не с валютными колебаниями, а с переполненными складами автодилеров и импортеров. Напомним, в октябре прошлого года регулятор повысил утилизационный сбор на ввозимые из-за рубежа автомобили с тем, чтобы стимулировать внутреннее автопроизводство в России. Планы этого шага открыто обсуждались заранее, в связи с чем импортеры машин с конца прошлого года начали активно завозить на территорию РФ автомобили, чтобы успеть оформить их по старым ставкам.
«Автостат» демонстрирует наглядную статистику на этот счет: если в сентябре прошлого года на территорию РФ было отгружено 104 тыс. новых авто, то в феврале 2025‑го — в шесть с половиной раз меньше — 16,2 тыс. По сути, участники рынка  сейчас занимаются тем, что распродают склады: по оценкам «Автостата», лишь 8% проданных в первые два месяца года новых машин в России были выпущены в 2025 году, основная же часть, или 88% — это авто 2024 года и 4% — 2023 года выпуска. Но долго держать автомобили на складах и замораживать финансовые средства поставщикам невыгодно, так что есть высокая вероятность того, что на фоне пониженного спроса импортеры начнут предлагать существенные скидки.
Наконец, еще одна болевая точка для авторынка связана с удорожанием кредитов. Курс Центробанка на охлаждение потребительских займов привел к тому, что в том числе машины покупать в долг стало очень дорого. По подсчетам «Астостата», выдача автомобильных займов в феврале обрушилась почти на треть в штучном выражении и почти на 50% — в денежном, что является сильным ударом по потребительской активности. Хотя интересно, что доля продаваемых в кредит машин резко не падает: если в феврале прошлого года она составляла 50%, то в феврале года текущего опустилась незначительно, до 46%.
Что же касается положения брендов на авторынке в «личном зачете», то, как и прежде, уверенное лидерство продолжает сохранять АВТОВАЗ, который в феврале передал потребителям 24,5 тыс. автомобилей LADA с падением меньше среднерыночного (–14,3% к февралю прошлого года). Расположившийся на втором месте Haval пережил более серьезное сокращение спроса, ухудшив свои показатели в феврале на 20% до 9,5 тыс. авто. Третью позицию удерживает Chery с результатом 8,3 тыс. авто и −15,5%. Далее идет марка Geely, которая упала сильнее рынка, она реализовала 5,1 тыс. машин, что на 58% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Строчки ниже занимают марки Changan (4,4 тыс., −26,2%) и Omoda (2 тыс., −34,7%). А идущие на седьмом, восьмом и девятом местах игроки смогли заметно поднять продажи. Бренд Belgee из-за «низкой базы» прошлого года увеличил отгрузку на 92% (2,001 шт.), Jetour прибавил 22,5% (1,7 тыс.), Jaeсoo вырос на 39% (1,6 тыс.). Замыкает десятку лучших марка EXEED, закончившая февраль с результатом –57% (1,4 тыс.).


В списке самых ходовых моделей верхние строчки также удерживает LADA. Первое место по результатам февраля досталась LADA Granta, которая нашла 9,5 тыс. новых владельцев (−27%, чем год назад). Далее идет LADA Vesta, продажи этой машины в феврале даже подросли на 14% (до 8,1 тыс.). А спрос на китайский кроссовер Haval Jolion упал на 25% до 3,7 шт. Вслед за первой тройкой идет Chery Tiggo 7 Pro Max (3,652 шт., −2,9%), Niva Travel (2,7 тыс., –33,6%), Niva Legend (2 тыс., — 49,4%). Седьмое и восьмое места достались Chery Tiggo 4 Pro (2,08 тыс., — 24,6%), Changan Uni-S/CS55 Plus (2,07 тыс., −0,5%). Замыкают лучшую десятку LADA Largus (1,97 тыс., продажи год назад отсутствовали) и китайская Geely Monjaro (1,91 тыс., −60,4%).
Увы, пока нет предпосылок для улучшения ситуации на авторынке. Предварительные данные о продажах в марте говорят о том, что здесь стоит ожидать показателей на уровне февраля. Но в прошлом году в связи со слухами о повышении цен продажи новых авто в марте взлетели почти до рекордных 146 тыс. авто. На фоне такой разницы динамика сокращения рынка в марте текущего года по сравнению с прошлым годом может составить более 40%.
Приходится констатировать, что российский авторынок въезжает в переходный период: с одной стороны, регулятор путем повышения утилизационного сбора железной рукой загоняет продавцов на производственные площадки внутри страны. А с другой — новые производственные мощности пока не заработали в полную силу. Хотя уже скоро присутствие машин местной сборки в стране усилится. Например, во втором квартале этого года на бывшем заводе Volkswagen под Калугой начнется выпуск автомобилей под новой маркой Tenet с планируемым объемом производства до 110 тыс. машин в год. На территории Горьковского автомобильного завода в ближайшем будущем обещают приступить к производству машин возрожденной марки «Волга» с предполагаемым ежегодным объемом до 100 тыс. машин. В середине лета в столице на мощностях завода «Москвич» планируется дать старт выпуску российских электромобилей «Атом» тиражом до 30 тыс. единиц в год.
Пока в «Автостате» предполагают, что по итогам текущего года продажи новых машин могут показать снижение на 10% до отметки в 1,4 млн автомобилей. Но есть и стрессовый сценарий, который подразумевает, что авторынок может скатиться до 1–1,2 млн единиц. То есть упасть на треть и более.


Как остановить падение авторынка и будет ли он сжиматься дальше?
 
Андрей Ольховский
генеральный директор ГК «Автодом»:
 
«Падение продаж было не только в феврале — мы активно наблюдаем дальнейшее падение в марте. Причины очевидны — это реакция рынка на события, связанные с регуляторными действиями Банка России: сначала были приняты меры по охлаждению спроса на автокредиты через ужесточение нормативов для банков при выдаче автокредитов и потребительских кредитов, далее были предприняты действия по изменению нормативов для корпоративного кредитования. И все это дало накопительный эффект.
Для того чтобы стабилизировать рынок, необходимо сделать несколько важных шагов. Нужно принять меры для субсидирования ставки автокредитов или снизить регуляторные нормативы на выдачу кредитов для физлиц. Размер субсидирования должен быть таким, чтобы ставка кредитования для физлиц не превышала 15% годовых. Это необходимо делать для всех брендов без исключения — и для брендов, производимых в РФ, и для импортных авто. Также надо в коротком горизонте еще раз пересмотреть нормативы по автокредитам для банков.
Два простых, но важных шага помогут существенно сократить склады непроданных автомобилей и разгрузят весь сегмент экономики. Главный стимул — активность покупателей. А чтобы ее стимулировать, нужно предложить им комфортные условия кредитования уже сейчас. Основной регулятор в этом вопросе — Банк России. Сегодня можно решить текущий кризис в авторетейле, потратив условные 100 рублей, а через месяц, чтобы добиться такого же эффекта, придется потратить уже в 2 раза больше, потому что темпы кризиса набирают обороты.

Как остановить падение авторынка и будет ли он сжиматься дальше?
 
Евгений Житнухин
коммерческий директор автомобильного маркетплейса Fresh:
 
«В феврале 2025 года российский авторынок показал феноменальное снижение. Большинство автомобильных аналитиков связывают сложившуюся ситуацию на рынке с целым рядом объективных причин. Во-первых, высокие процентные ставки по автомобильным кредитам. Средняя ставка на начало года составила 22–24 %. Это значительно высокий показатель, который делает покупку машины если не недоступной, то не первоочередной для многих потенциальных клиентов автосалонов. Во-вторых, среди покупателей появился эффект ожидания. На фоне меняющейся обстановки в мире, а также появляющегося интереса к отечественному автомобильному рынку со стороны некогда ушедших брендов россияне надеются, что возвращение известных марок авто не только существенно расширит ассортимент, — возникшая конкуренция станет толчком к снижению цен. Эффект ожидания подпитывается и ценовой политикой, проводимой китайскими брендами: за последнее время наметилась тенденция к снижению цен на китайские авто. И многие покупатели ждут, что остальные производители, не желая уступать в конкурентной борьбе, также сделают ценник более привлекательным для клиентов. В-третьих, январь и февраль никогда не были лидерами продаж на автомобильном рынке.
Как будет складываться ситуация дальше, спрогнозировать сложно. Если опираться на опыт непростых предыдущих лет, то, скорее всего, в марте произойдет некоторое оживление рынка. Это связано с сезонностью, традиционным ростом спроса на автомобили весной, когда большое количество людей начинают чаще использовать личные авто. Не исключено, что в весенне-летний период автодилеры будут запускать акции и специальные предложения, которые сделают покупку машины более доступной для наших граждан.
К сожалению, большинство аналитиков дают неутешительные прогнозы на 2025 год: снижение покупательной способности, рост цен, уменьшение числа выданных автокредитов. Хотя, на мой взгляд, сейчас все зависит от того, как поведут себя крупные игроки на автомобильном рынке. Если у них будет формироваться застой новых автомобилей, что может привести к дальнейшим убыткам, они будут вынуждены придумывать привлекательные варианты для потенциальных клиентов. Кроме того, не надо забывать о том, что в марте 2025 года начнут поступать новые модели автомобилей тех же китайских производителей, которые, по прогнозам, будут на 3–5 % дороже. Следовательно, для того чтобы реализовать модели авто предыдущего года, продавцам придется незначительно, но снижать их стоимость, что может повлиять на покупательную способность клиентов в сторону ее роста. В любом случае автомобили покупали и будут покупать. Постепенно рынок приспособится к новым реалиям, покупатели в полной мере примут новые цены и условия кредитования. Конечно же, сильный рост продаж новых автомобилей маловероятен, а вот выход на устойчивое плато — вполне возможен».
 

 

Обсудить